Последнее обновление: 20.04.2024 10:17

В Беларуси вводится тайный мониторинг финансовой деятельности предприятий

С 1 октября 2012 года контролирующие органы Беларуси получают право на финансовой и иной мониторинг деятельности предприятий. Соответствующий указ №332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» подписан 26 июля «в целях придания контрольной (надзорной) деятельности максимально профилактического (упредительного) характера и сокращении количества проверок».

Документом вводится новая форма контроля (надзора) – мониторинг, который заключается в наблюдении, оценке условий деятельности субъектов в целях выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений.

Пикантность этой новой формы контроля заключается в том, что мониторинг будет осуществляться втихаря – предприятия не будут знать о его проведении.

«Данный контроль будет проводиться без использования должностными лицами полномочий, предоставленных им для проведения проверок, и истребования документов у субъектов. Решение о проведении мониторинга вправе принять только руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель. В случае выявления в ходе мониторинга нарушений субъекту будут вручаться рекомендации по их устранению. При добровольном устранении нарушений не будут назначаться внеплановая проверка и применяться меры ответственности к субъекту и его должностным лицам», - говорится в официальном комментарии.

Официальное разъяснение подписанного указа фактически на пальцах поясняет, как выколачивать деньги из бизнеса для пополнения бюджета в случаях острой необходимости и в коррупционных целях: вариант «А» - «Мы за вами уже давно наблюдаем. По нашим оценкам вы недоплатили в бюджет ххх рублей. Или сами заплатите или…»; вариант «В» - «А вы отчаянные ребята. Ничего не боитесь? Короче с вас ххх баксов или маски-шоу».

«…при установлении нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, контролирующий (надзорный) орган сможет в регламентированном порядке вынести требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта», - говорится в комментарии.

Документом, безусловно, в целях повышения инвестиционной привлекательности страны заметно урезаются полномочия контролирующих органов, которые при праве на шпионаж и слежку заметно теряют свое значение.

Из сферы контрольной (надзорной) деятельности выводятся мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, осуществляемые органами в отношении субъектов, но не связанные с проверками их деятельности. Конкретный перечень этих мероприятий будет определен правительством по согласованию с Лукашенко. Кроме того, установлен прямой запрет на проведение плановых и внеплановых проверок по этим мероприятиям, что позволит сократить количество проверок субъектов, а также оптимизировать работу по составлению координационных планов контрольной (надзорной) деятельности.

Изменяется периодичность назначения плановых проверок. При отсутствии нарушений законодательства плановые проверки будут проводиться не чаще одного раза в пять лет независимо от отнесения субъектов к какой-либо группе риска.

Совершенствуется порядок исчисления срока для назначения плановой проверки. Этот срок будет исчисляться контролирующим (надзорным) органом со дня окончания предыдущей плановой проверки, проведенной не только этим органом, но и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями). В результате исключена возможность проведения множества проверок одного субъекта в рамках системы (вертикали) одного и того же контролирующего (надзорного) органа.

Госконтроль Беларуси получает право исключать из координационных планов контрольной (надзорной) деятельности проверки, не соответствующие нормам указа №510.

При этом одновременно вводится обязанность контролирующих (надзорных) органов вносить в базу данных системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь сведения результатах проверок.

Дополнительно закрепляется дополнительное основание для проведения проверок в период установленного двухлетнего моратория на их проведение – наличие информации о совершении сделок с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства.



<Июнь 2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678
Июль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Экономика