Последнее обновление: 19.04.2024 08:40

Лукашенко и санкции США

На прошлой неделе Офис контроля иностранных активов Министерства финансов США (OFAC) распространил сообщение на весьма щекотливую для Беларуси тему – санкции США против Беларуси. Суть сообщения заключалась в том, что в 5-ю главу Кодекса федерального регулирования (CFR) США была добавлена 548 часть «Belarus Sanctions Regulations», что в лучших традициях белорусского законотворчества звучало бы примерно так: «О некоторых вопросах применения санкций против Беларуси».

За несколько дней получить комментарии по этому поводу, как и разобраться в тонкостях работы американской бюрократической машины оказалось невозможным, а потому лишь, пожалуй, только знатокам американского законодательства было сходу понятно, что на практике означает появление в 5-ой главе CFR нового раздела 548. Тем не менее, возникли определенные предположения.

Санкции США против Беларуси были введены 16 июня 2006 года распоряжением Д.Буша №13405 «Блокировка собственности отдельных лиц, подрывающих демократические процессы в Беларуси».

В ноябре 2007 года Минфин США, руководствуясь распоряжением №13405, сделал первый шаг на пути исполнения этого распоряжения и ввел санкции в отношении концерна Белнефтехим и подведомственных ему предприятий.

«Граждане США, кто поддерживает или налаживает деловые отношения с субъектами, в которых Белнефтехим владеет непосредственно или косвенно долей в 50% и более, должны учитывать, что собственность таких субъектов и интересы в них будут блокированы...», - говорилось в документе.

Это решение заставило белорусские власти как минимум изменить структуру белорусских акционеров Белорусской калийной компании, 5% акций которой было передано в собственность Белорусской железной дороги.

Позже OFAC дважды приостанавливал действие санкций в отношении двух белорусских предприятия ОАО «Полоцк-Стекловолокно» и ОАО «Лакокраска» на основе выданных генеральных лицензий.

На этом законодательное регулирование и применение распоряжения Буша №13405 заканчивалось, за исключением лишь общих, действующих в отношении всех «пострадавших», разъяснений.

548 часть является подзаконодательным актом, в котором четко прописаны все процедурные вопросы, связанные с исполнением распоряжения №13405: что подлежит блокировке и аресту, как осуществляется эта процедура, что происходит со средствами на замороженных счетах и как начисляются проценты (!!!), порядок ареста недвижимости и кто несет расходы по ее содержанию, какие штрафы за нарушение распоряжения и порядок вывода активов из-под действия документа. В общем, все – начиная от толкования терминов и заканчивая ответственными за ведение документооборота.

По сути, речь идет о постановлении Минфина США (в белорусском понимании), содержащем ответ на любой вопрос, который может возникнуть в ходе практической реализации распоряжения №13405. С одной стороны, казалось бы, ничего странного в появлении этого документа нет. В Беларуси большинство указов и декретов обрастают огромным числом подзаконодательных актов, порой кардинально меняющих смысл главного документа.

Но с другой стороны, не просто ж так в один прекрасный день 3 февраля 2010 года, почти 4 года спустя после подписания распоряжения Буша №13405, OFAC вдруг озаботился необходимостью подробно расписать процедурные вопросы исполнения этого документа, да еще и принимая тот факт, что в США нынче командует не Дж.Буш, а Барак Обама. В любом случае администрация Обамы подтвердила преемственность политики предыдущей администрации США в отношении Беларуси.

Незадолго до сообщения Минфина США о появлении 548 части в интернете появился текст законопроекта США «Акт об учете белорусских поставок вооружений». Конгрессмен Илеана Рос-Лехтинен заявила в интервью Радио Свобода, что такой закон нужен Вашингтону, чтобы отследить, вооружают ли белорусские власти всемирные «режимы-изгои».

«Мой законопроект должен пролить свет на эти потенциально дестабилизационные действия», - сказала Рос-Лехтинен.

По словам конгрессмена, если окажется, что Беларусь участвует в «опасных поставках вооружений», Соединенные Штаты должны принять меры, включая введение санкций. И 548 часть главы 5 CFR как нельзя кстати.

Случайно текст законопроекта в интернет или нет, но еще большей случайностью или просто удивительным совпадением кажется тот факт, что именно 3 февраля, когда появилось «постановление» Минфина США, А.Лукашенко скоропостижно укатил в Швейцарию.

Да – отдых на горнолыжном курорте, да – вопросы со швейцарскими и другими инвесторами. Но и то и другое могло бы подождать две-три недели как минимум до окончательного разрешения нефтяной проблемы. Кроме того, заветной подписи дожидается не один десяток указов, в том числе и те, от которых зависит дальнейшее сотрудничество Беларуси с МВФ.

Может быть, наступило то время, когда возникла необходимость поработать с кодированными счетами в швейцарских банках, которых, как утверждает А.Лукашенко, нет, а если найдете – они ваши. Тем более, что в кризисное время Швейцария очень плодотворно сотрудничала с властями США по раскрытию реальных бенефициаров, стоящих за номерными счетами.

Если это предположение близко к истине, то поездка в Швейцарию – это верный и своевременный ход. Ставку по замороженным в результате санкций средствам ни при каких обстоятельствах нельзя назвать привлекательной. Да и гарантий, что эти деньги будут когда-либо разморожены, никаких нет. В этой связи, наиболее целесообразным представляется ввоз этих средств обратно в страну, что не столько позволит их сохранить, сколько выполнить свое обещание перед народом – в декабре 2010 года раздать зарплату в $500... в «конвертах»…



<Январь 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Февраль 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
1234567
Политика