Последнее обновление: 24.04.2024 15:50

Wikileaks: Банковский сектор Беларуси в 2005 году глазами американских дипломатов

Очередной документ из коллекции Wikileaks представляет мнение американских дипломатов о банковской системе Беларуси (перевод БелаПАН)

7/28/2005 14:18 UNCLAS MINSK 000851 SIPDIS SIPDIS State for EB/IFD/OIA, EB/IFD/OIA, EUR/UMB E.O. 12958: N/A TAGS: ECON, EFIN, EINV, KCOR, BTIU, PGOV, AFIN, BO SUBJECT: THE BANKING SECTOR, BELARUSIAN STYLE REFS: (A) MINSK 0638, (B) Minsk 0118

ТЕМА: БАНКОВСКИЙ СЕКТОР В БЕЛОРУССКОМ СТИЛЕ

1. Сводка: Банковская система в Беларуси характеризуется недоразвитостью, отсутствием иностранной конкуренции и постоянным правительственным вмешательством. Наличность вне банковского сектора является преимущественным методом расчетов, поскольку то, что правительство Беларуси не видит, оно не может конфисковать или контролировать. Вмешательство правительства Беларуси в операционную деятельность как частных, так и подконтрольных правительству банков является причиной большинства проблем в банковском секторе. Однако, несмотря на эти системные проблемы, общественное доверие банковскому сектору возрастает. Конец сводки.

2. Банковский сектор в Беларуси остается относительно недоразвитым. В Беларуси зарегистрирован 31 банк. Восемьдесят процентов банковской системы принадлежит государству либо центробанку. Основным акционером четырех из шести крупнейших банков является государство, а в остальных двух оно владеет акциями. Только один западный банк действует в Беларуси, Приорбанк, основным акционером которого является австрийский Raiffeisen International Beteiligungs AG. Приорбанк, третий по величине банк в Беларуси, значительно опережает государственные банки, на его долю приходится более половины всей банковской прибыли в 2004 году, а доходность собственного капитала составляет 22.3 процента. Доходность собственного капитала двух крупнейших государственных банков составляет лишь 3.5 процента.

ПО ПОВОДУ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

3. Банковская система в Беларуси характеризуется неразвитой инфраструктурой, низкими качеством и надежностью систем учета и отсутствием квалифицированной и образованной рабочей силы в финансовом секторе. Общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP) и другие международно-признанные методы учета в Беларуси не преподаются. Они разработали свой собственный стандарт, который называется «Правила организации бухгалтерского учета».

4. Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» (НБРБ) и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» были приняты в декабре 1990 года. В то время все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие.

5. Президент обладает полным контролем над всеми аспектами деятельности НБРБ. Любой член Правления национального банка может быть отстранен от должности президентом путем простого уведомления Национального собрания. Причины отставки варьируются – от истечения срока полномочий до хорошо известной советской схемы «неспособность исполнять обязанности по состоянию здоровья». Другими словами, несоблюдение декретов, указов и директив президента Республики Беларусь станет причиной отстранения от должности. Такие должностные лица, как председатель НБРБ, инженер-строитель по образованию, остаются на своих должностях по милости президента.

ВОЗЬМИТЕ НАЛИЧНОСТЬ И ОТКАЖИТЕСЬ ОТ КРЕДИТА

6. В Беларуси наличность продолжает оставаться основной формой расчета, используемой лицами. Значительная доля зарплат, пенсий и социальных пособий выплачивается наличными, особенно частными работодателями. Большинство белорусских рабочих не имеют счетов в банках.

7. Некоторые крупные предприятия начали выплачивать зарплаты с использованием поощряемых банками корпоративных пластиковых карт. Однако наличность по-прежнему остается преимущественным расчетным средством при выплате зарплат. Пластиковые карты были впервые введены в Беларуси в 1993 году. Существует два типа банковских карт, используемых в настоящее время в стране: карты белорусской национальной платежной системы, и карты международных банковских объединений VISA и MasterCard/Europay. Шесть крупнейших банков являются членами этих международных банковских объединений. Большинство банковских карт в обращении – это платежные карты. Кредитные карты используются в узком масштабе. VISA и MasterCard / Europay не широко принимаются торговыми точками для оплаты покупок.

ЭТО ВМЕШИВАЮЩЕЕСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО

8. Банковские права владения и кредитования не достаточно хорошо защищены в Беларуси. Банки зачастую отвлекаются на неоправданные визиты налоговой инспекции, полиции и других контролирующих органов. Нынешняя политическая ситуация в Беларуси делает банковские учреждения подверженными разнообразным и частым президентским декретам, которые значительно влияют на денежные потоки и доступ к ним граждан. Правительство Беларуси предпочитает навязывать преимущественно свою власть над контролем денежных средств, почти или вообще не считаясь с верховенством закона. Учет им влияния на общество или деловой климат в Беларуси является вторичным по отношению к его полному контролю над денежным хозяйством в политических целях, а именно – с целью обеспечения экономической и политической стабильности для выживания режима.

9. Согласно с отчетами МВФ, режим продолжает укреплять свою способность устанавливать контроль над любыми организациями в Беларуси законодательным путем, включая президентские декреты. Совсем недавно, 25 июля, Национальный банк Беларуси, ссылаясь на положения государственного закона о банкротстве, получил контроль над частным (доля нерезидентов – 80%) Джем-Банком. НБРБ передал право управления Джем-Банком на трехмесячный период Белгазпромбанку. Руководство Джем-Банка возражает против такой меры, называет ее противозаконной и безосновательной, и сетует на то, что Белгазпромбанк является их основным конкурентом. [Комментарий: Жалобы Джем-Банка представляются обоснованными. Согласно со статистикой НБРБ, Джем-Банк не является банкротом. Их активы (47.7 миллионов долларов США) превосходят их обязательства (36.6 миллионов долларов США), вклады выросли на 13 процентов за год, и они получили 70.000 долларов США прибыли в первой половине года.]

ЦЕЛЕВЫЕ КРЕДИТЫ

10. Отчет МВФ 2005 года упоминает целевые кредиты в качестве основного инструмента правительственного контроля над экономикой. Правительство Беларуси часто приказывает банкам, как государственным, так и частным, кредитовать определенные учреждения, обычно государственные, по политическим причинам. Государство часто направляет такие кредиты, чтобы позволить убыточным государственным предприятиям выплачивать заработную плату. Такие кредиты могут стать более распространенными, поскольку на протяжении последних десяти лет правительство Беларуси стимулировало рост скудных заработков, в долларовом выражении, который значительно превосходит всякий рост продуктивности. Это влечет эффект декапитализации многих предприятий.

11. В 2004 году целевые кредиты составили 3.4 процента ВВП, либо половину всего нового банковского кредитования. Большинство этих кредитов ушло в сельское хозяйство, а еще один большой сегмент был направлен на строительство нового жилья. Частные банки не остались неприкосновенными; например, в 2003 году правительство Беларуси приказало Приорбанку ссудить 36 миллионов долларов США пивоваренной компании Криница.

12. Высокий уровень целевых кредитов, без учета способности предприятия кредиты выплачивать, к концу каждого года ведет к кризису ликвидности. Для спасения своих банков правительство Беларуси ежегодно рекапитализирует крупнейшие государственные банки из государственного бюджета. С 2000 года по 2004 год правительство Беларуси перевело 1,540 миллиардов рублей (716 миллионов долларов США) трем банкам: Белагропромбанку, Беларусбанку и Белпромстройбанку. На своем пике, в 2002 году, такая рекапитализация составила 62 процента от всего капитала банковской системы. Показатель снизился до 25.2 процентов в 2004 году. МВФ заключает, что эти банки могут стать неплатежеспособными без дальнейших рекапитализаций, представляя значительный системный риск. Однако чиновники правительства Беларуси сказали МВФ, что они рассматривают такую политику как успешную, и не видят необходимости прекращать целевое кредитование.

ОЗЕЛЕНЕНИЕ, ТОЛЬКО ДЕРЕВЬЕВ НЕ ВИДНО

13. МВФ также отметил, что белорусских банковский сектор, хоть и сообщает о здоровых показателях, в действительности является «все более уязвимым» из-за невозвратных кредитов (НВК). Правительство Беларуси придерживается политики терпимости по отношению к проблемным кредитополучателям, чтобы избежать необходимости увеличения своих собственных резервов на потери по ссудам, что еще более ухудшило бы ситуацию с требуемым капиталом. Это привело к политике «постоянно реструктуризируемых» кредитов: банки выделяют дополнительные кредиты проблемным компаниям, чтобы позволить им выплачивать проценты по уже выданным кредитам, чтобы избежать или отсрочить их банкротство. Искусственно поддерживая актуальность кредитных портфелей, банки могут заставить свои официальные балансовые отчеты лучше выглядеть, и не обязаны показывать такие проблемные кредиты как невозвратные.

14. НБРБ обязал зарегистрированные банки позаботиться о том, чтобы уровень НВК снизился до определенного порога в 2003 году. Когда правительство в Беларуси чего-нибудь хочет, то это происходит, по крайней мере, на бумаге. Задачи были выполнены, и НВК, согласно отчетам, снизился с 14.4 процентов кредитного портфеля в конце 2001 года до менее чем 4 процентов в конце 2003 года. [Комментарий: Поразительно, как далеко может зайти «маленькое» предоставление неверных сведений в отчетах.]

15. В мае Лукашенко объявил 2005 годом повышения эффективности экономической деятельности и экономии ресурсов (Приложение А). В своих комментариях, президент подчеркнул, что его предыдущие цели не были достигнуты, и приказал НБРБ провести расследование. Он вновь приказал НБРБ сократить объем сомнительных долгов. Если «озеленение» сработало однажды, то почему бы не попробовать провести его вновь?! Он также «предложил» правительству Беларуси продолжить усилия по переведению счетов промышленных гигантов в подконтрольные государству банки.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕЗАВИСИМАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

16. Финансовое управление посольства, дипломированный бухгалтер-аудитор, приобрел копию проверенного аудитом финансового отчета крупнейшего действующего в Беларуси банка. Примечания к финансовому отчету дают некоторое представление о том, что банк считает наиболее тревожным в своих операциях в Беларуси. В финансовом отчете банк и его независимые аудиторы, XXX, упомянули правительство Беларуси в качестве непредвиденного обязательства.

17. Стандарты отчетности требуют предоставления предприятием баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. В добавок к этим отчетам, важные вопросы, не нашедшие отражения в бухгалтерии предприятия, должны описываться в примечаниях к финансовым отчетам. Невозможность раскрыть эти записи может иметь значительный эффект на понимание лицом финансового положения организации во всей полноте.

18. В примечании банка по поводу резервов под обесценение финансовых активов говорится, что «Банк не в состоянии предсказать, какие изменения в условиях произойдут в Беларуси, и какой эффект эти изменения могут иметь на адекватность резервов под обесценение финансовых активов в последующие периоды». В примечании по поводу налогообложения говорится, что «Налоговая отчетность и другие области нормативно-правового соответствия являются подверженными рассмотрению и расследованию со стороны ряда органов, которым закон позволяет налагать чрезвычайно крупные штрафы, взыскания и отчисления. Эти факты создают в Беларуси налоговые риски, существенно более значительные, чем обычно существующие в странах с более развитыми налоговыми системами». Невозможность раскрытия этих замечаний имела бы существенное влияние на понимание читателями климата финансовой деятельности банка в Беларуси.

НО ДОВЕРИЕ РАСТЕТ

19. Несмотря на эти системные проблемы, общественное доверие к банковскому сектору растет. Вклады в рублях выросли в 2004 году на 74 процента. Однако этот рост был по-прежнему недостаточен, чтобы компенсировать кризис ликвидности в конце 2004 года.

ПОКУПАТЕЛЕЙ НЕ НАБЛЮДАЕТСЯ

20. В январе 2005 года НБРБ объявил о своей заинтересованности в продаже доли в трех банках, действующих на территории Беларуси. Акции Белвнешэкономбанка, Паритетбанка и Банка международной торговли и инвестиций доступны для покупки тем, кто предложит самую высокую цену. По состоянию на июль эти банки все еще указаны как доступные. Это позволяет предположить, что потенциальные покупатели демонстрируют невысокий интерес, когда декларируемая в настоящий момент правительством Беларуси политика заключается в том, чтобы переводить счета из частных банков в подконтрольные государству учреждения.

КИТАЙ: ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

21.Недавно в газете, принадлежащей правительству Беларуси, сообщалось, что НБРБ подумывает об открытии отделения одного из белорусских банков в Китае. Газета сообщила, что эта идея рассматривается вслед за поступлением рекомендации из белорусского посольства в Китае. НБРБ разослал письма всем зарегистрированным банкам в Беларуси, «предлагая», чтобы они рассмотрели такой шаг. Учитывая уровень влияния президента и НБРБ, пройдет не много времени, прежде чем белорусские рубли станут доступны в местном отделении в Пекине.

ВЫВОД

22. Правительство Беларуси продолжает навязывать свою повестку во всех сферах жизни в Беларуси, и осуществлять значительный контроль над ними Его способность значительно контролировать финансовый сектор Беларуси продолжит сдерживать западное влияние в будущие годы. Его стратегии налогового давления, совмещенные с навязчивыми президентскими декретами, затруднят работу финансовых институтов в Беларуси, по крайней мере – в соответствии с западными стандартами. Экономическая политика государства направлена на удержание экономики под строгим правительственным контролем. Хотя это может сработать в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе игнорирование финансовых реалий может привести только к дестабилизации. Тем не менее, рост потребления, стимулированного экономическим ростом, побуждает большее число белорусов обращаться к банковской системе для получения кредитов и размещения вкладов.



<Декабрь 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Январь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Экономика