Последнее обновление: 25.04.2024 16:43

Взаимопонимание РБ и РФ в атомной сфере не достигло критической массы

Вопрос финансирования строительства АЭС белорусская сторона надеется решить на заседании союзного Совмина 16 марта в Бресте.

"Беларусь вошла в практическую фазу строительства АЭС", - заявил на открытии выставки "Атомэкспо Беларусь-2010" 10 марта заместитель министра энергетики Юрий Рымашевский.

Он сообщил, что в 2010 году будет принято решение в виде указа А.Лукашенко о строительстве АЭС в Островце, а сама станция будет построена в установленные властями сроки (первый блок – 2016 год, второй -- 2018 год).

Однако все, чем может похвастаться белорусская сторона, заявляя о том, что перешла в фазу практической реализации проекта, - это строительство автодороги и железнодорожной ветки в Островецком районе и уже построенный жилой дом.

Впрочем, оказывается, не только обычными многоквартирными жилыми домами будет завлекать будущая станция строителей и сотрудников, но и элитными коттеджами. О том, что работникам станции будет предоставлена возможность строительства элитных коттеджей, сообщил на пресс-конференции 11 марта замминистра энергетики Михаил Михадюк.

Может быть

О строительстве же самой станции участники пресс-конференции рассказали немного. М.Михадюк в очередной раз подчеркнул, что переговоры по межправительственному соглашению о строительстве и выделении кредита ведутся.

При этом замминистра энергетики отметил, что "без инфраструктуры сегодня станцию не построишь", и Беларусь уже выделяет собственные средства на ее строительство: "мы договорились, что белорусская сторона возьмет на себя эту обязанность -- создать такую базу".

"Но при этом договорились, что на создание инфраструктуры также будут предусматриваться средства российского кредита", - в очередной раз запутал всех М.Михадюк.

Вице-президент российского ЗАО "Атомстройэкспорт", которое выступает генподрядчиком белорусской АЭС, Александр Глухов был еще более немногословен. На вопрос о цене станции ответил коротко: "Цены пока нет". Нет, по его словам, и обоснования инвестиций.

Отвечая на вопрос о сроках, А.Глухов сказал, что в настоящее время сроки находятся у "критической линии", но 2018 год все еще "реален" для двух блоков. Когда журналисты попытались уточнить, что же все-таки будет построено к 2018 году: один блок или оба, А. Глухов подчеркнул, что не сказал "будет построено", а говорил лишь о том, что "может быть".

Чувствовалось, что все не договаривают. Есть проблема, без решения которой наиболее информированные официальные лица не в состоянии заменить "может быть" на "будет".

Непристойное предложение

Секрет был раскрыт в кулуарах конференции. Представители белорусской стороны в неофициальных беседах "не для прессы" рассказали самой прессе, что Россия настаивает на создании совместного предприятия и только в этом случае готова выделить кредит. Информация тут же попала в прессу, в том числе в российский "Коммерсант", и пока ее никто не опроверг ни с белорусской, ни с российской стороны.

Речь идет о статье 4 межправительственного соглашения о строительстве АЭС, которое стороны рассчитывали подписать до конца 2009 года и без которого невозможно подписать контрактное соглашение, предшествующее собственно контракту на строительство.

Оказалось, что где-то в ноябре прошлого года в практически уже согласованный документ российская сторона (а именно Минэнерго РФ) внесла радикальное изменение. Суть его и состоит в том, что кредит на строительство АЭС в Беларуси может быть выделен лишь при условии создания совместного предприятия, которое впоследствии будет заниматься сбытом (экспортом) производимой на АЭС электроэнергии.

На это белорусская сторона пойти не может. И вообще не совсем понимает, почему российская сторона пытается делить "шкуру" еще не построенной станции. Мол, когда будет построена станция, то и вернемся к вопросу создания СП, а пока дайте денег на строительство. Ведь российская компания была выбрана в качестве генподрядчика на бестендерной основе именно потому, что пообещала кредит на строительство.

Конкурентная зона

Но у России появились вопросы по возврату вложенных инвестиций, которые, кстати, не являются новостью для белорусской стороны.

Еще весной прошлого года глава российского Минфина Алексей Кудрин, подтвердив журналистам, что Россия получила заявку от Беларуси на кредит в сумме 9 млрд. USD на строительство АЭС, сказал: "Нужно убедиться, что эта станция будет построена, что будут определены рынки сбыта электроэнергии и что эти рынки позволят кредиты вернуть".

А.Кудрин при этом продемонстрировал свою осведомленность в вопросах энергетических рынков: "Европейская зона имеет серьезную конкуренцию в области электроэнергии, есть альтернативные проекты, которые конкурируют по цене продукции, по эффективности. Поэтому нужно все взвесить, прежде чем выдавать кредит".

Под европейской зоной он, конечно же, подразумевал не только планы по строительству новой АЭС в Литве и возможное строительство АЭС в Польше, но и альтернативный проект в Калининградской области. Ведь летом прошлого года Россия вовсю готовила документы для начала строительства Балтийской АЭС.

"Россия никогда не скрывала своих планов по строительству АЭС", -- счел нужным уточнить на пресс-конференции в Минске вице-президент ЗАО "АСЭ" Александр Глухов.

И ведь действительно не скрывала. Просто верили в реальность этих планов не все. Что же касается конкуренции, то с учетом идентичности параметров двух станций они, очевидно, будут находиться в прямой конкуренции "по цене продукции и по эффективности". Причем понятно, у кого будет преимущество, - Балтийская АЭС наверняка выйдет дешевле, там не планируют строить город атомщиков. А если Россия осуществит свою мечту и привлечет к строительству станции иностранных инвесторов, то они еще и заранее "разберут" часть вырабатываемой на станции электроэнергии.

Так будет ли экспорт?

Белорусская сторона, которая еще год назад "распродавала" электроэнергию с будущей АЭС всем подряд, предлагая ее и литовцам, и латышам, и полякам, сегодня немного тушуется от вопросов об экспорте.

На конференции 11 марта этот вопрос был задан белорусским энергетикам вице-президентом ЗАО "Атомстройэкспорт" А.Глуховым. Главный инженер - первый заместитель генерального директора ГПО "Белэнерго" Александр Сивак осторожно подтвердил, что Беларусь с вводом в строй АЭС потенциально может стать экспортером.

Не исключено, что это может стать вынужденной мерой. Потому что с вводом АЭС усугубится проблема сглаживания неравномерности потребления электроэнергии внутри Беларуси и нужно будет решать вопрос о том, куда девать вырабатываемую электроэнергию, особенно в моменты минимальных нагрузок. Проблему можно частично решить технически за счет введения дифференцированных тарифов, чтобы стимулировать ночное потребление, но ведь можно и за счет экспорта.

Более того, по осторожному мнению энергетиков, Островецкая площадка, может, и хороша с точки зрения геологии, но является не самым лучшим выбором с точки зрения вписывания ее в энергосистему страны. И до сих пор ведутся дискуссии, куда же наиболее рационально "выгонять" электроэнергию со станции.

При этом российские специалисты еще два года назад намекали, что

вообще-то два блока по 1.000 МВт - это многовато для Беларуси. Сегодня в соответствии с выбранным проектом мощность двух блоков составит 2.400 МВт, что только добавляет головной боли энергетикам. Ее, судя по всему, можно было бы частично снять, если бы экспорт и его направления были заложены при строительстве энергетической инфраструктуры изначально.

Замкнутый круг

Но в ответ на экспортную ориентацию мы как раз и получаем предложение от России о разделе сбыта экспортной электроэнергии, потому что это, с одной стороны, позволяет российской стороне прогнозировать возврат вложенных инвестиций, с другой - дает возможность регулировать экспортные потоки с двух конкурирующих станций.

"Переговоров о сбыте энергии или разделе между Беларусью и Россией нет", - заявил на пресс-конференции 11 марта, М.Михадюк.

Он также подчеркнул, что станция в первую очередь строится для замещения газа в энергобалансе и для того, чтобы нивелировать возможный рост тарифной нагрузки для белорусских потребителей, так как себестоимость вырабатываемой электроэнергии на АЭС будет ниже. То есть в основном мы строим станцию для внутренних нужд.

Но и этот вариант российскую сторону, и прежде всего г-на Кудрина, может не устроить. Дело в том, что, по расчетам российских атомщиков, Балтийская АЭС, если считать по внутрироссийским тарифам, существующим в настоящее время, окупится лет за 18-20. С учетом же нашей страсти к регулированию тарифов для внутреннего потребления, существования перекрестного субсидирования и производителей-льготников этот срок может еще и вырасти.

Откуда же в таком случае Беларусь возьмет деньги на возврат кредита? Самый простой ответ: от экспорта электроэнергии. И в этом месте кредитно-экспортный круг снова замыкается на предложении России по созданию СП.

Попытка урегулировать разногласия

О том, что у сторон есть разногласия, подтвердил на пресс-конференции А. Глухов.

"Есть разночтения по отдельным статьям, которые появились в процессе прохождения документом ведомственного согласования в России. Сейчас эти разногласия пытаются урегулировать", - сказал он.

Белорусская сторона рассчитывает, что вопрос будет вынесен на обсуждение и решен на заседании союзного Совмина 16 марта.

А какие аргументы могут предложить белорусские переговорщики российской стороне в ответ на требование о создании СП? Площадку поменять, блок меньшей мощности выбрать, вспомнят про Таможенный союз и Единое экономическое пространство? Или, может быть, пригрозят России тендером?

Но что изменит тендер? Белорусская сторона сама изначально заложила в требования к типу реактора, его мощности и срокам строительства станции такие параметры, которые практически не оставляли шансов конкурентам. Да и заложить-то ничего другого не могли. Языкам не обучены, техническую документацию по теме можем читать только на русском.

Куда торопились? Хотели к очередным выборам вместо Ледового дворца торжественно запустить суперсложный технический объект (2016 год "неожиданно" совпадает с годом выборов в Беларуси) или просто коттеджи построить в озерном краю?

Ирина Крылович, «Белорусы и рынок»



<Февраль 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
1234567
Март 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
22232425262728
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Экономика