Последнее обновление: 23.04.2024 13:20

Нацбанк РБ резко ужесточил условия валютного кредитования юрлиц

Нацбанк Беларуси внес изменение в условия предоставления валютных кредитов юридическим лицам, тем самым резко сократив количество возможных получателей. Соответствующее постановление правления Нацбанка РБ №577 от 13 ноября вступил в силу с 18 ноября текущего года (Документ опубликован 17 ноября и согласован с Совмином и Госконтролем РБ).

"Кредиты в иностранной валюте предоставляются в безналичном порядке путем перечисления банком иностранной валюты в оплату расчетных документов, представленных кредитополучателем, на счета нерезидентов Республики Беларусь, а также резидентов Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательством", - говорится в документе.

Фактически речь идет о том, что с 18 ноября предприятие сможет де-юре оформить валютный кредит в белорусском банке только при наличии расчетных документов: платежного поручения/требования, аккредитива и т.д. Де-факто, предприятие не получит оформленный кредит, поскольку сумма кредита вместо зачисления на счет субъекта хозяйствования будет перечислена банком по реквизитам, указанным в расчетных документах, – иностранному поставщику товаров или услуг.

Как это уже не раз случалось в предкризисные периоды, точечным изменением в условия предоставления валютных кредитов Нацбанк РБ попытался решить одновременно несколько взаимосвязанных проблем.

Останови спекулянта…

До сегодняшнего дня любое предприятие, независимо от того, занимается оно импортом или нет, могло получить в банке валютный кредит по процентным ставкам, которые в несколько раз ниже ставок по рублевым кредитам. Огромная разница в стоимости кредитов резко повысила привлекательность валютных кредитов при стабильном курсе нацвалюты.

Получив валютный кредит, предприятие, перед которым не стояла задача платить за импорт, продавало его на БВФБ, создавая тем самым искусственное повышенное предложение и помогая Нацбанку удерживать стабильность рубля, получало рубли, часть которых (или полностью) запускало в рублевые депозиты по сверхдоходным ставкам на фоне дефицита рублевой ликвидности, а часть - в оборот, получая доход в рублях, а не валюте.

По завершению цикла, предприятие заводило рубли на БВФБ и покупало валюту для погашения кредита, создавая тем искусственный спрос на валюту, вынуждая Нацбанк распечатывать золотовалютные резервы.

Кстати, эта схема и объясняет зафиксированный во второй половине октября резкий рост рублевых депозитов субъектов хозяйствования и так называемый «приток» валюты в страну через продажу на БВФБ.

… И «нячэснага» банкира…

Следует отметить, что банки охотно выдавали валютные кредиты на спекулятивные цели, поскольку при отсутствии импорта риски сводились фактически к нулю. Более того, для целого ряда банков такая схема позволяла пускать в работу собственные средства в валюте, которые Нацбанк РБ так отчаянно пытался выманивать у банков (через продажу на бирже), отказываясь предоставлять ликвидность банкам в пиковый период ставок (свыше 60% годовых).

Одно дело – продавать валюту на бирже ради пополнения рублевой ликвидности. Эту валюту банк уже больше не увидит. Другое – предоставлять кредит предприятию, которое через несколько дней предоставит банку рублевую ликвидность в виде депозитного вклада, а саму ликвидность продать на межбанке под максимальный процент. В итоге банк обратно получал свою валюту.

… и ВВП с его ростом

Если бы указанная схема оставалась лишь достоянием ограниченного круга частных субъектов хозяйствования, то регулятор вряд ли бы заметил эти шалости на рынке. Но возможность вбросить рубли в экономику ради спасения роста ВВП завуалированным способом – мимо такой возможности правительство не могло пройти. И Минфин резко озаботился продажей валютных ГДО субъектам хозяйствования с тем, чтобы вырученную валюту в виде валютных кредитов предоставить нуждающимся в (скрытой) господдержке предприятиям. (Минфин РБ намедни сам признался, что полученные от продажи валютных ГДО средства шли не на погашение/обслуживание внешнего долга, а на другие цели).

Подобная поддержка экономики ничем не отличается от запуска печатного станка с той лишь разницей, что на этот раз мнение Нацбанка – включать или не включать - никто не спрашивал. НБ РБ приходилось вливать в оборот печатные рубли каждый раз, когда предложение валюты на бирже превышало спрос.

Возможно, Нацбанк РБ пытался решить еще какие-то задачи, но суть заключается в том, что в силу резкого снижения валютной выручки после ликвидации растворительной схемы и сокращения поставок нефти в страну на фоне отсутствия подвижек в калийном экспорте белорусские власти уже не хотят рисковать или уже не могут рыночными методами удерживать объем ЗВР на уровне 8 млрд. долларов. (Снижение ЗВР ниже указанной суммы чревато осложнениями при получении очередного транша кредита АКФ ЕврАзЭС).

В Нацбанке РБ отказались от комментария, пообещав опубликовать ближе к вечеру понедельника официальное разъяснение о применении постановления №577.

Между тем, практика последних 4-х лет показывает, что использование Нацбанком административных запретов в ноябре неизбежно заканчивается крупными неприятности в 1-м квартале следующего года. Вряд ли стоит опасаться одномоментной (5-10%) девальвации 2 января 2013 года, но к марту ситуация может заметно ухудшиться.



<Октябрь 2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Ноябрь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Экономика