Последнее обновление: 29.04.2024 08:33

Лукавый авиационный паритет

Авиационная война между Беларусью и Россией, приведшая к прекращению авиасообщения между Москвой и Минском, показала, что политика белорусских властей в авиационной (и не только) сфере не претерпела никаких изменений и по-прежнему базируется на двух принципах: «нас никто не наклонит (не поставит на колени)» и «свой кровный бакс отобьем любой ценой, даже потеряв при этом десять».

Сегодня Минтранс РБ распространил заявление, в котором обозначил одну из причин авиационного конфликта.

«Авиакомпанией «Белавиа», с учетом реальных потребностей в авиаперевозках на линии Минск-Москва, в сезон «Лето-2012» заявлено ежедневное выполнение 4-х рейсов. Российской стороной было заявлено желание выполнять 5 рейсов в день авиакомпаниями «Аэрофлот», «ЮТэйр» и «Сибирь»… Таким образом, российская сторона намеревалась получить значительное преимущество, как по провозным емкостям, так и частотам. Белорусская сторона не может согласиться на данные условия», - говорится в сообщении пресс-службы Минтранса РБ. Позиция ведомства была подкреплена мнением белорусских экспертов.

"Если будет 5 рейсов у российской стороны - пассажир уйдет к ним. Их авиалинии будут больше загружены, а наши станут убыточными. Я думаю, что позиция департамента по авиации и руководства "Белавиа" правильная и грамотная", - заявил начальник Минского государственного высшего авиационного колледжа Александр Лапцевич (цитата Interfax.by).

Было бы очень удивительным, если бы этот «эксперт», учитывая место работы, сказал бы что-то иное. Но кроме блистательного комментария Лапцевич сделал еще один важный вывод.

"Я думаю, что здесь пересеклись интересы различных авиакомпаний. Вопрос лежит в коммерческой плоскости", - заявил он.

А все были уверены, что богатые дяди и власти просто накупили самолетиков ради фетиша и желания полетать по всему миру, ну или по континенту в случае с Белавиа. Естественно речь идет о коммерческих интересах каждой из сторон. Но при этом не стоит забывать, что очень часто, то есть всегда, делает Белавиа, об интересах третьей стороны – пассажиров.

Следует напомнить, что равноправие, которого требует белорусская сторона, уже стало причиной подобных конфликтов с европейскими и турецкой авиакомпаниями. Поскольку столь тесной экономической и политической интеграции, как с Россией, у Беларуси с Евросоюзом или Турцией нет, то в предыдущих войнах победу всегда одерживала белорусская сторона, используя мощное «административное» оружие. В итоге часто летающие в разные страны мира граждане забыли дорогу в Национальный аэропорт под Минском, предпочитая стартовать из Вильнюса, Киева и т.д. даже без учета такой возможности как low-cost авиакомпании. Кстати, туристические компании все чаще и настойчивее предлагают белорусам путевки с вылетом из столиц соседних государств.

Цены на билеты Белавиа, которое является государственным монополистом являются самыми высокими. Как заявил недавно глава ФПБ Л.Козик, для белорусов открыт весь мир. Правда благодаря национальному авиаперевозчику это счастье слишком дорого обходится бедным жителям страны в центре Европы. Естественно, появление любого международного перевозчика с более низкими ценами на билеты не радует местные авиационные власти и дает возможность для простых агитпроповских ходов.

«В силу большей степени развитости рынка авиауслуг РФ российские перевозчики имеют возможность предлагать более низкие цены на билеты. Они могут прибегнуть к демпингу на белорусском рынке", - заявил Лапцевич.

Вот только какое отношение к конфликту имеет демпинг, понять очень сложно. Во-первых, белорусская сторона добивается паритета. Пусть российские перевозчики демпингуют – себе же в убыток, Белавиа свою часть пассажиропотока все равно обслужит по «социально-справедливым» ценам. Если российская сторона хочет 5 авиарейсов, что мешает белорусской стороне совершить те же 5 рейсов, слегка удешевив для пассажира стоимость авиаперелета. А мешает, вероятно, страх лишиться кровного бакса, потеряв при этом десять, и отсутствие технической возможности в силу очень небольшого авиапарка нацперевозчика.

Во-вторых, более низкие цены международных перевозчиков объясняются «мелкооптовой» продажей услуг. То есть речь идет о пассажирах, летящих из Минска не в Москву, а через Москву в те страны мира, в которые самолеты Белавиа не летают или не могут долететь. Не будет благодаря политике местных авиационных властей дешевого транзита через Москву, белорусы все равно не пойдут в офис Белавиа за билетом в Рио-де-Жанейро.

По сути, более низкие цены российских перевозчиков являются одним из способов конкурентной борьбы за транзитного пассажира - только не с Белавиа, а с транснациональными авиакомпаниями.

Следует отметить еще один момент, который не нашел отражения в пресс-релизе Минтранса РБ, но был поднят российской стороной. Заявив в минувший вторник о том, что соглашение о воздушном сообщении между Россией и Беларусью не соответствует нормам Таможенного союза, замминистра транспорта РФ Валерий Окулов сказал следующую фразу:

"Мы выходим с предложением белорусской стороне о том, что мы откроем географию России для полетов с "Белавиа" не внутри России, а между пунктами Беларуси и России".

Из этого можно сделать вывод, что белорусская сторона добивается или добилась ранее возможности осуществлять авиаперевозки между населенными пунктами России, что является каботажем, наказанием обычно является запрет на полеты самолетов компании-нарушителя.



<Февраль 2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728291234
567891011
Март 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2728291234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Экономика