Последнее обновление: 20.04.2024 13:13

Госкомимущество не знает, чего Лукашенко тянет с приватизацией

Глава Госкомимущества Беларуси Георгий Кузнецов, которого минувшей осенью де-факто списали на «берег» после открытия существенной разницы между процессами акционирования и приватизации, доказал, что у него еще есть порох в пороховницах. На прошедшей сегодня пресс-конференции Кузнецов не просто покритиковал отсутствие в стране приватизационных процессов, а озвучил ряд весьма резких и в то же существенных замечаний по делу. Кроме того, глава Госкомимущества пролил свет на приватизационные планы властей в рамках своих обязательств перед МВФ.

Начнем с того, что белорусские власти не справились с выполнением своего обязательства перед МВФ по продаже на открытом конкурсе контрольных пакетов 5 ОАО до 28 февраля. По словам Кузнецова, проект распоряжения А.Лукашенко до сих пор не подписан. Более того, текст документа предполагает привлечение международных консультантов к приватизации этих предприятий, которых пока не видно среди стоящих в очереди на белорусской границе инвесторов.

Следует добавить к сказанному, что приватизацией этих предприятий должно заниматься Агентство инвестиций и приватизации (АИП), проект указа о создании которого находится в стадии глубокой проработки (конь не валялся).

Чтобы как-то загладить свою вину, а также с учетом реальных потребностей в валютных поступлениях на 2010 год, белорусские власти выступили с инициативой к этим пяти предприятиям подобрать еще 30 из списка 160 предприятий, включенных в программу приватизации на 2008-2010 годы, и в марте получить согласие А.Лукашенко на их продажу.

«Мы будем готовить проект распоряжения об их продаже», - сказал Кузнецов.

Поскольку миссия МВФ закончила свою работу с положительным итогом, следует понимать, что речь идет о новых обязательствах Беларуси для продолжения сотрудничества с фондом в рамках новой программы.

Впрочем, организация конкурсов по продаже акций белорусских предприятий вовсе не означает, что данные предприятия будут проданы. Причина очевидна.

"Чиновники пока осторожно подходят к этому вопросу. Многие в министерствах и ведомствах не понимают важность вопроса или боятся потерять управляемость предприятиями. Говорят, что сами их вытянут", - сказал Кузнецов. - "Есть разногласия с концернами и министерствами. Почему они боятся - не знаю".

Приватизация в Беларуси потому и называется точечной, потому как точку в решении о продаже того или иного предприятия ставит Сами-Знаете-Кто. Поэтому ответ Кузнецова «Не знаю» можно записать именно на его счет, как собственно и ряд других весьма прагматичных советов.

Может быть, глава Госкомимущества и не силен в терминологии и юридических тонкостях приватизационного процесса, но зато отлично понимает какие предприятия необходимо продавать в первую очередь. Так. по его словам, белорусские власти уже опоздали с приватизацией отдельных предприятий.

В качестве примера глава Госкомимущества назвал предприятия по транспортировке нефти, акционирование которых проводится в настоящий момент.

"Возможно, мы опоздали с "Дружбой". А были желающие… Ведь если труба пустая, то это просто кусок железа, закопанный в землю", - оперативно отреагировал Кузнецов на последние изменения в нефтяных отношениях Беларуси и России.

Он продемонстрировал аналогичный подход и к двум гигантам отечественного машиностроения, испытывающих огромные трудности с реализацией своей продукции.

"… может быть сегодня надо привлекать финансовых консультантов на МАЗ и БелАЗ… МАЗы сейчас мы всей республикой продаем", - намекнул Кузнецов.

"Надо продвигать эти вопросы - объявлять аукционы, конкурсы" – убежден глава Госкомимущества.

Ситуация, сложившаяся в первую очередь на МАЗе, позволяет предположить, что с приватизацией этого предприятия белорусские власти также опоздали. А точнее профукали момент, когда российские инвесторы были готовы предложить за это предприятие вполне адекватные деньги.

Вызванное кризисом падение спроса на продукцию МАЗа в России (основной потребитель) сказалось на потере этого рынка. Правда, не обошлось без помощи российских властей, активно поддерживающих собственных производителей, включая КАМАЗ.

Проблему МАЗа можно решить кардинальным образом. Но ни Кузнецов, ни другие белорусские чиновники, памятую заповедь «не продай за бесценок», не осмелятся озвучить наиболее верное в сложившейся ситуации решение – продать МАЗ заинтересованному инвестору за 1 базовую величину с жестким пакетом инвестиционных условий, оговорив в их числе сохранение профиля и определенной части рабочих мест, а также жесткие сроки по выходу на производство конкурентной по цене и качеству продукции. Государство получит приличный выигрыш от такого решения в среднесрочной перспективе в виде резкого роста валютной выручки, а в краткосрочной – налоги и экономия бюджетных средств за счет прекращения господдержки.

Помимо упомянутых предприятий, смелые приватизационные решения могли бы спасти ни один десяток, а то и сотню белорусских предприятий. Однако до тех пор, пока чиновники, включая руководство страны, не изменят подход «Такая корова самим нужна – сами выходим (вытянем)», характеристика приватизационного процесса будет совпадать со словами главы Госкомимущества: "Пока продажа акций образованных ОАО плохо идет".



<Январь 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Февраль 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
1234567
Экономика