Последнее обновление: 18.04.2024 13:07

Два крупнейших госбанка Беларуси по-прежнему страдают дефицитом ликвидности

Два крупнейших белорусских госбанка - Беларусбанк и Белагропромбанк – не выполняют два из четырех установленных Нацбанком РБ нормативов ликвидности.

В частности показатель краткосрочной ликвидности Беларусбанка на 1 декабря составил 0,3 (при нормативе не менее 1) против 1,7 на 1 января текущего года. Наименьший показатель краткосрочной ликвидности был зафиксирован 1 июля, составив 0,2, последующие четыре месяца он держался на уровне 0,4.

Соотношение ликвидных и суммарных активов Беларусбанка на 1 декабря составило 12,8% при установленном нормативе не менее 20%. Мгновенная ликвидность составила 131,7% (норматив не менее 20%), текущая ликвидность – 91,3% (не менее 70%).

При этом достаточность нормативного капитала снизилась с 16,4% на начало года до 12,7% на 1 декабря при нормативе не менее 8%, достаточность основного капитала составила 9,3% (норматив не менее 4%). Соотношение привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском составило 0,6 при нормативе не более 1.

В свою очередь, показатель ликвидности Белагропромбанка на 1 декабря текущего года составил 0,4-0,5 при нормативе не менее 1. Соотношение ликвидных и суммарных активов составило 7,4-10,1%, что также на порядок ниже установленного норматива не менее 20%.

Мгновенная ликвидность на 1 декабря составила 69,9-139,3% (норматив не менее 20%), текущая – 60,0-76,0% (не менее 70%).

Достаточность нормативного капитала снизилась с 30,6% на 1 января до 26,9% на 1 декабря (норматив не менее 8%), достаточность основного капитала с 27,1% до 23,5% (не менее 4%).

Соотношение привлеченных средств физлиц и активов Белагропромбанка с ограниченным риском составило 0,4 при нормативе не более 1.

Как сообщалось, за 10 месяцев текущего года Нацбанк Беларуси направил на поддержку ликвидности двух госбанков около 3 трлн. белорусских рублей. Об этой проблеме, которая в сентябре привела к временной приостановке Беларусбанком выдачи льготных кредитов на строительство жилья, регулятор уведомил правительство страны письмом на имя премьера С.Сидорского.

При этом Нацбанк предложил рассмотреть возможность до конца текущего года осуществить рекапитализацию госбанков за счет бюджетных средств по аналогичной схеме, реализованной в декабре 2008 года. В частности в пояснительной записке к проекту бюджета на 2010 год говорилось о предложении регулятора провести рекапитализацию двух банков на сумму в 5 трлн. рублей. Однако данное предложение не нашло поддержки ни у правительства, ни у администрации А.Лукашенко.

"Такое предложение Нацбанка было на ранней стадии формирования бюджета. Это предлагалось сделать для того, чтобы обеспечить выполнение банками надзорных требований", - заявил министр финансов Беларуси Андрей Харковец накануне рассмотрения проекта бюджета-2010 в нижней палате парламента.

"Сегодня наши крупные банки не нуждаются в увеличении капитала. Речь больше идет о том, чтобы эти банки имели больше ресурсов для поддержки экономики. При этом бюджет не должен пополнять их ресурсную базу. Будет намного лучше, если банки будут привлекать ресурсы извне", - заявил министр.

Следует отметить, что дефицит ликвидности у двух госбанков возник отнюдь не по причине просчетов руководства банков или неких действий регулятора. Беларусбанк был вынужден в рамках выполнения поручений правительства активно кредитовать работающие на склад предприятия. Белагропромбанк – основной кредитор сельского хозяйства, на поддержку которого в 2009 году направлено более 5 трлн. белорусских рублей, в том числе и за счет кредитов банка.

Впрочем, мнение правительства, и в частности Минфина, по данному вопросу могло быть продиктовано позицией МВФ, который не одобряет подобные схемы рекапитализации банков. Поскольку решение о рекапитализации могло не в лучшую сторону сказаться на принятии советом директоров фонда решения о выделении Беларуси очередного (декабрьского) и последующего (мартовского) траншей, власти решили не рисковать. В этой связи Нацбанк с помощью печатного станка и «хитроватых инструментов» типа жилищных облигаций будет вынужден решать проблемы ликвидности Беларусбанка и Белагропромбанка, которые, если пустить их на самотек, незамедлительно скажутся на всей банковской системе страны.



<Ноябрь 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
Декабрь 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Экономика