Последнее обновление: 26.04.2024 17:22

Бизнес-сообщество Беларуси забраковало проект указа о проверках

Проект указа «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», разработка которого должна была завершиться в прошлом месяце, не соответствует проводимой в стране политике либерализации экономики и требует доработки с учетом предложений бизнес-сообщества. Такие выводы содержаться в письме председателя ОО «МССПиР» Владимира Карягина на имя главы администрации Лукашенко В.Макея.

«Чрезвычайно важный для субъектов хозяйствования документ готовится без участия экспертов делового сообщества. В результате этого многие проблемы не нашли в нем своего решения», - подчеркивается в письме.

По мнению экспертов, в случае принятия указа в существующем виде, не менее 70% субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся розничной торговлей, строительством, услугами и т.п., будут постоянно отнесены к высокой степени риска.

«В результате предлагаемой… системы, количество проверок у субъектов малого и среднего предпринимательства по нашим оценкам не только не уменьшится, но значительно вырастет, например за счет проведения проверок так называемого «общественного контроля» со стороны Федерации профсоюзов Беларуси по вопросам контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда (это фактически дублирование функций контроля Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты) или со стороны Общественных объединений потребителей – их функции контроля за соблюдением прав потребителей дублируют контролирующие функции Министерства торговли», - отмечается в письме.

Также опасения экспертов вызывает нечеткая формулировка термина «мониторинг».

«Проверяемые вряд ли почувствуют разницу между проверкой и ничем не ограниченным «мониторингом» объектов различными контрольными органами», - поясняется в письме.

Схожая ситуация и с таким определением как «внеплановые тематические оперативные проверки», порядок проведения которых не предусмотрен документом, круг разрешенных к проверке вопросов ничем не ограниченным, а проверяющие могут быть из инспекции другого района.

Эксперты отмечают, что проект «не предусматривает разумные сроки предоставления документов проверяющим», то есть не решает основную проблему, возникающую при осуществлении «внеплановых тематических оперативных проверок», поскольку проверяющие «требуют немедленного, т.е. сиюминутного предоставления накладных, сертификатов» и иных документов.

«В представленном документе полностью отсутствуют ограничения на применение наказаний за малозначительные нарушения. Это может привести к массовым закрытиям предприятий по формальным поводам. Например, за отсутствие одной акцизной марки на алкогольной или табачной продукции, наличие одной бутылки, на которой дата розлива не совпадает с сертификатом, не только магазин – нарушитель, но и все предприятие в целом согласно проекта Указа будет ликвидировано без права открытия на 3 года», - отмечается в письме.

По мнению экспертов, максимально разрешенные сроки проверок (30 дней) «чрезмерны и не дифференцированы».

В письме подчеркивается, что со своей стороны бизнес-сообщество готово предоставить властям «большое количество конкретных предложений по внесению изменений в проект указа», отмечая при этом необходимость ввести в проект норму, согласно которой (по аналогии с РФ) все субъекты малого предпринимательства должны быть отнесены к группам риска не выше среднего уровня независимо от других условий.

В этой связи бизнес-сообщество обращается к властям с предложением доработать проект документа с учетом предложений делового сообщества и в ближайшее время провести рабочее совещание заинтересованных государственных органов с приглашением экспертов делового сообщества.



<Июнь 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
Июль 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Экономика