Последнее обновление: 25.04.2024 16:43

Власти США сомневаются в плане помощи автопрому

Категории: США Авто

Белый дом в понедельник выразил сомнения в целесообразности выделения $15- миллиардного кредита для спасение американского автопрома.

Демократы настаивают на том, чтобы государство протянуло руку помощи находящимся на грани банкротства компаниям из "Большой тройки" американских автостроителей. Однако администрация президента США Джорджа Буша считает, что автоконцернам еще надо доказать свою жизнеспособность.

"Жизнеспособность означает, что надо будет пересмотреть все аспекты деятельности компаний и убедиться, что они смогут выжить в долгосрочной перспективе", - сказал Буш в интервью программе "Nightline" телеканала ABC News.

Буш озвучил опасения после встречи представителей власти с членами Демократической фракции Конгресса США.

Тем не менее, демократы не отказываются от попыток убедить правительство, предлагая различные варианты соглашения, сообщили представители Конгресса.

Демократов страшит перспектива потери 350.000 рабочих мест на заводах General Motors Corp и Chrysler LLC в случае краха компаний, за которыми последуют увольнения нескольких миллионов сотрудников предприятий в смежных с автопромом областях.

Белый дом хотел бы гарантий того, что автостроители, которые уже давно жалуются на снижение продаж, смогут провести реструктуризацию бизнеса и выдержат конкуренцию на мировом авторынке.

GM, Ford и Chrysler на прошлой неделе представили Конгрессу бизнес-планы и запросили помощь объемом $34 миллиарда. При этом GM и Chrysler деньги потребуются уже к концу декабря.

Надежды на заключение соглашения о спасении автосектора вызвали рост главного биржевого "барометра" США, индекса Dow Jones на 298 пунктов. Акции Ford поднялись на 24 процента до $3,38, бумаги GM - на 20 процентов до $4,93.

Демократы внесли поправки в план предоставления помощи "Большой тройке". Согласно последнему варианту, кредиты будут выданы уже в декабре, однако создание единого органа госконтроля над деятельностью автосектора снято с повестки дня. Вместо этого предлагается ограничиться услугами одного-двух чиновников, которые будут присматривать за тем, чтобы требования властей выполнялись должным образом.

Из плана исчезли требования сменить менеджмент компаний, однако главу GM Рика Вагонера по- прежнему просят покинуть пост.

Демократы не хотят допускать банкротства GM или Chrysler, как не хотят допускать реорганизации этих предприятий. Тем не менее, компании GM, по всей видимости, придется протий через мучительную реструктуризацию.

По словам спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси, всем акционерам автоконцернов - менеджменту, работникам, держателям облигаций, дилерам и прочим - придется пойти на серьезные уступки, чтобы получить федеральную помощь.

"Всем придется ужаться", - сказала она.

Демократы предложили назначить крайний срок 31 марта: желающие получить кредиты компании должны будут представить подробный план реструктуризации и сокращения расходов.

Любая длительная реструктуризация произойдет уже при президенте Бараке Обаме, инаугурация которого состоится 20 января. Автокомпании надеются, что демократ Обама будет более внимательным к их нуждам, чем нынешний президент Джордж Буш.

Законодатели задаются вопросом, удастся ли компании Chrysler сохранить независимость. Глава Chrysler Боб Нарделли в понедельник сказал сотрудникам, что концерн может выжить, хотя руководство рассчитывает в будущем на слияние.

В заявлении Chrysler говорится, что в случае предоставления кредита он планирует завершить реструктуризацию "в должном порядке".

Концерн GM обещал выполнить условия, под которые получит кредит.

GM хочет к концу марта получить кредит в $10 миллиардов, причем $4 миллиардов из них должны быть предоставлены немедленно. Компании Chrysler требуется $4 миллиард, чтобы завершить все намеченные на первый квартал операции. Их конкуренту Ford просит кредит объемом до $9 миллиардов в том случае, если его финансовое положение резко ухудшится в 2009 году.

Ford поддерживает GM и Chrysler потому, что в настоящее время все автопроизводители пользуются услугами одних поставщиков; все элементы отрасли настолько взаимосвязаны, что банкротство одной компании может повлечь за собой крах других фирм.

Законопроект содержит статью, согласно которой выплаты по федеральному кредиту должны будут осуществляться в первую очередь, опережая прочие обязательства. Для Ford это может стать проблемой, поскольку он уже заложил активы. В то же время, передача доли в компании государству чревата для семейства Форд потерей контроля над детищем и ставит под вопрос существование культового логотипа "Синий овал".

GM первым может получить доступ к кредиту, поскольку его банкротство сильнее всего ударит по экономике. Согласно плану, государство получит право купить привилегированные акции компании или другие его бумаги на сумму, равную 20 процентом предоставленного займа.

Никаких бонусов или щедрых выходных пособий для топ- менеджмента не последует. GM, Ford и Chrysler должны будут продать принадлежащие компании самолеты.

Автостроителям придется отозвать иски против принятого в Калифорнии закона о сокращении выбросов парниковых газов.

Многие американские законодатели считают, что не будь в стране рецессии, "Большой тройке" не видать кредитов. Сообщение о потере более чем полумиллиона рабочих мест в ноябре, опубликованное на прошлой неделе, склонило Конгресс к мысли все-таки помочь автопрому.

Законодатели считают автоконцерны виновными в том, что они не занимались инновациями, превратив сектор в жертву спадов на рынке.

В понедельник GM опубликовал заявление, в котором признал, что "разочаровал" и даже "предал" американских потребителей, позволив "качеству упасть ниже принятых в отрасли стандартов, а дизайну утратить всякий блеск".



<Ноябрь 2008
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Декабрь 2008>
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Экономика