Последнее обновление: 18.04.2024 13:07

Прогноз «погоды» 2300-2400 на сегодня, 5000-6000 – на завтра?

Ах, как это сложно иметь миллион!!! (М-ф 'Приключения Фунтика')

2300–2400 белорусских рублей - курс доллара США у минских валютчиков на 1 ноября 2008 года. В данном случае, мы сталкиваемся с двумя индикаторами. Первый: разница между покупкой-продажей 100 рублей – 4,25%. Это немного, но почти в 3 раза выше (1,48 – 1,5%), чем в обменных пунктах России (валютчиков в РФ нет), т.е. стабильность белорусского рубля невысока. Иными словами, если мировой финансовый кризис считают кризисом доверия, то Беларусь вполне подпадает под данное определение. Но пока ситуация терпима, хотя тенденция, однако, заставляет тревожиться. Как отмечал автор этих строк в своих предыдущих статьях (начало октября), республике необходим свободный валютный резерв в 7 – 8 млрд. долларов, который как раз и позволил бы удерживать продолжительное время ситуацию в экономике более – менее стабильно. Но похоже, стабильности уже не будет. Денег нет…

Второй индикатор: появление как из-под земли валютчиков. Стоит отметить, что Беларусь всегда была одной из самых долларовых стран постсоветского пространства. Даже украинские граждане склонны оперировать больше евро, чем долларом. Кроме того, традиции проводить валютные операции через менял в белорусских городах и местечках многовековые… еще средневековые. Валютчики демонстрируют, что в очередной раз белорусские власти выронили штурвал экономики из своих рук. Как бы не уверял А.Лукашенко, что «основные рычаги мы в управлении экономикой и другими отраслями не потеряли», «ручки» явно ослабли и сразу появился пусть такой извращенный, но реальный валютный рынок, где главные резиденты – валютчики.

Сумма в 15-20% ВВП, которую необходимо выбросить для подкрепления белорусской финансовой пирамиды, колоссальна. Для сравнения, она равнозначно, если бы Россия вогнала бы в стабилизацию финансовых рынков почти 200 млрд. долларов США (5,3 трлн. рублей). До сих пор российское руководство обходилось суммами в 3-4 раза меньше… Но ничего не поделаешь, нереформированная экономика полезна для политического потенциала главы государства, но дорого обходится. Гораздо дороже, что рыночная… Однако, у властей нет не только 7–8 млрд. долларов, у них вообще ничего нет. Нет валюты. И не ясно, где ее взять…

Валютчики – индикатор очень серьезных проблем. Но еще хуже, когда власть начинает говорить о чем угодно, но только не о решении проблем. Причем, говорить в разнобой. Министр МВД, к примеру, объявил, что в «Процветающую Беларусь» понаехали валютчики из Украины и России. Безусловно, очень правильная версия, в духе воззрений белорусского народа, которому соседи, у которых, естественно, «удручающее состояние экономики», мешают наслаждаться полнокровной культурной жизнью и заниматься высокопроизводительным и можно сказать инновационным трудом.

По разного рода слухам, неделю назад в Гомеле и Бресте действительно были отмечены случаи скупки гражданами Украины наличных долларов для вывоза через близкую белорусско-украинскую границу. Гривна по отношению к доллару за 13 – 14 дней упала на 55% (сейчас несколько поднялась).

Однако трудно представить, сколько необходимо валютчиков, чтобы одновременно атаковать все белорусские обменники и оставить республику без наличных долларов. Одно из двух – или валютчиков были десятки тысяч или валюты в обменниках в солидных размерах не было изначально. Так что милицейские версии не проходят… и МВД остается только угрожать: «Мы будем ориентироваться на задержания "валютчиков" на месте вместе со всеми средствами, которые у них будут на руках. По нашим законам они подлежат изъятию». Спасибо, что хоть не подвергнут расстрелу на месте через повешение с табличкой на шее «Он менял валюту. Финансовый партизан».

Успокоительный тон заявлений со стороны Национального Банка («финансовая система страны готова гарантировать свою устойчивость на фоне мировых финансовых вызовов», "Проблем с покупкой валюты в обменных пунктах не существует"), уверяющего, что спрос на доллары будет удовлетворен и «зеленые» подвезут (!), вряд ли кого-то успокоит. Тем более, когда Национальный Банк публично потрясает непонятными и постоянно меняющимися в размерах золотовалютными резервами, куда собираются зачислить так до сих пор и не дошедший до Беларуси первый миллиард долларов российского кредита. Между прочим, в Беларуси принята очень странная манера формирования национальных резервов – за счет иностранных кредитов. С одной стороны, как-то странно использовать резервы, которые, по идее, надо возвращать. С другой стороны возникает понимание, что для белорусского руководства российский кредит – вовсе не кредит. Никто его России возвращать не собирается. Однако, чтобы доллары «подвезти», надо их на что-то купить, а у «батьки» денег нет…

Публикации государственных СМИ, на фоне банкротства крупнейших банков мира и очередей в белорусских банках за возвратом вкладов, уверяющих, что белорусская банковская система непоколебима, как-то не убеждают. Хотя, скорее всего, у авторов убаюкивающих статей все в порядке…

Жаль, что в данном случае промолчал уже бывший сенатор Н.Чергинец, исчезновение которого с белорусского политического Олимпа искренне огорчила поклонников его публичных заявлений. Здесь необходимо отступление от темы: дело в том, что в своих выступлениях Н. Чергинец не раз не только раскрывал суть воззрений высшего руководства Беларуси, но и элементарно проговаривался. Вклад Н.Чергинца в раскрытие политической аферы А. Лукашенко вокруг югоосетинского конфликта еще ждет своего исследователя (пока у автора этих строк руки не дошли). Для политической аналитики такого рода «язык» является просто находкой и потеря Н.Чергинцом своего поста искренне огорчает.

Честно говоря, есть еще один «язык» в белорусском истэблишменте, но в экономическом блоке. Возможно, данное «лицо» станет премьером, чем доставит искреннюю радость исследователям современной Беларуси. Однако лучший источник информации о ситуации в белорусском руководстве и воззрениях А. Лукашенко пока на своем посту и неутомимо, очевидно и не понимая, что делает, но помогает исследователю докапываться до сути тактики белорусского руководства, сам не зная, что реально воюет против своего патрона… Пожелаем им всем, т.е. «языкам», здоровья. С таким окружением А. Лукашенко еще не раз сядет в лужу…

… что и произошло на прошлой неделе. Самый оригинальный подход к финансовому кризису предложил А. Лукашенко. На прошлой неделе глава белорусского государства как-то мозаично и почти одновременно успел заявить, что кризиса в РБ нет: «Я предупредил членов правительства: в стране кризиса нет и ни о каком кризисе речь идти не будет» (1), потребовать от правительства натиск кризиса (все-таки кризис есть?) к 1 декабря отбить: "До 1 декабря должны быть решены все вопросы, связанные с реакцией белорусской экономики на мировой кризис" (2), поблагодарить население: «Хочу поблагодарить население за то, как люди себя ведут в нынешней ситуации в связи с мировым финансовым кризисом. Если в других государствах население побежало в банки забирать свои деньги, то у нас население доверяет нашей банковской системе. Благодаря этому у нас есть стабильность» (3). Последнее заявление вызвало особую «радость» «слегка» взвинченных граждан, отстоявших к кассам по 2–2,5 часа и обнаруживших, что по «техническим причинам» вклады им не вернут. На фоне непонятной «технической» блокады депозитов благодарность президента вкладчикам выглядит форменным издевательством грабителя над жертвой («Дай хоть на метро – Ножками, ножками»). В общем, и белорусских денег нет… Зато есть у Беларуси президент, умудряющийся одновременно сказать, что белое на самом деле не белое, а черное и наоборот… По-моему, кризис сказался не только в финансовой сфере…

Тут бы в самый раз одному бывшему кандидату в президенты РБ 2006 года и вспомнить свой вопрос: «Где деньги, Саша?». Но, видимо, уже не спросит… Отспрашивался.

Вообще-то, сколько помним А.Лукашенко у власти, у главы белорусского государства вечно не было денег. Может быть, сам белорусский президент не бедствует и не занимает у В. Макея или у Вс. Янчевского, чтобы в столовку АП РБ сбегать, но страна при нем – вечная побирушка с геополитической паперти. При чем, любопытно то, что на самом деле А. Лукашенко в принципе занят только двумя вещами, кроме педагогики подросткового возраста – поиском денег и кадрово–тюремными вопросами (расстановка и рокировка кадров у главы белорусского государства логично увязаны с перемещением спецконтингента по тюрьмам и зонам). Но даже «жирные» первые годы нового века ощутимо не сказались на богатстве белорусского государства, если не считать, что расслоение в белорусском обществе уже явно догнало московское – еще один пример столь огромной разницы в доходах буквально десятка семей и населения республики найти очень трудно.

Политику с деньгами путать нельзя. Это сам А. Лукашенко не раз говорил и автор этих строк с ним полностью согласен. Надо заниматься или политикой или деньгами. Настоящий политик сродни криминальному «крестному отцу» 50-х годов. Его поит – кормит борьба за идею. Автору не раз приходилось убеждать молодых и уже матерых белорусских политиков, что серьезные деньги на политическую деятельность в РБ не только не нужны, но даже вредны. Как только на белорусском политическом поле, позвякивая в кармане «золотыми», появляется новый «политик», то тут же на нового «Буратино» наваливается орда оппозиционных Котов Базилио и Лисиц Алис, превращая политику в Беларуси в «поле чудес» в «Стране дураков».

Политика делается годами упорного труда за письменным столом, в конвертах писем и на Интернет – форумах, поездках и встречах, в форме остроумной, обязательно оригинальный и почти мгновенной реакции в СМИ на любой информационный повод. Политика делается в отстаивании своих политических идеалов. Это самый тяжелый путь, но только он гарантируем твердое место на политической арене.

Если вертеться между «спонсорами», то есть проводить «многовекторную» политику, то не будет ни политики, ни денег. Зато будет имидж политической продажности на обочине столбовой европейской дороги Париж – Москва.

Обратите внимание, разыгравшийся на белорусских финансовых «просторах» финансовый кризис как бы невзначай продемонстрировал системное банкротство, как власти, так и ее оппозиции. Причем почти одновременное. Оппозиция оказалась не нужна западным спонсорам, уже вышедшим на прямой контакт с А.Лукашенко. Сам А.Лукашенко настолько заигрался с Западом, что оказался без серьезной финансовой поддержки России. А ведь кое-кто из белорусских экспертов в августе – сентябре утверждал, что А. Лукашенко за признание Абхазии и Южной Осетии может запросить у Москвы все, что пожелает… Ну что, пожелал... 25 октября даже посетил Д.Медведева в Подмосковье (обслуживающий персонал замка Майендорф накупил «Растишку», но она не понадобилась. Очень удивлялись). В итоге, с чем приехал, с тем же и уехал.

В данном случае, стоит сделать еще одно небольшое отступление. Автор этих строк давно занимается российско–белорусскими отношениями и каждый раз во время визитов А. Лукашенко в Россию не устает поражаться уверенности белорусского президента. Здесь дело даже не в политическом лицемерии, что, в принципе, характерно для реального политика. Это нормально… Но действительно трудно держать «форму», когда знаешь, что человек, к которому ты приехал просить денег, знает про твои дела буквально все и за многие годы – начиная от контрабанды на территорию России, делишек с валютой, нефтью–газом, антироссийских информационных войн, создании пробелорусского лобби в ГосДуме и в еще некоторых федеральных ведомствах, перекачки российских технологий, «китайских» сделок, коррупции, забрасываемой в российский истэблишмент и т.д., вплоть до подробностей диалога с Западом и истинной позиции в период югоосетинского конфликта. Тем не менее, А. Лукашенко, как ни в чем не было, приезжает и не просит, а даже, несколько напирает…

А. Лукашенко не понял или не желает понимать, что «количество» давно перешло в «качество» (издержки заочного образования). Он по прежнему уверен, что достаточно приехать и вытащить из портфеля очередной вариант Конституционного Акта или пообещать ввести российский рубль в денежное обращение Беларуси… завтра, но деньги взять сегодня. В этой уверенности, что белорус всегда «надует» Москву, он не одинок. В данном чванливо – провинциальном восприятии Москвы взращен весь современный политический класс республики. Вот в этом истинная трагедия, не имеющая пока решения…

Александр Григорьевич уж так расстраивался, вернувшись из белокаменной ни с чем. Прямо окаменел… И утешить его в Москве было некому, разве только автору этих строк, который и вывел еще лет семь назад формулу сохранения власти в Республике Беларусь: у власти в Беларуси может быть только тот глава государства, который способен решать белорусские проблемы в Москве… Иначе белорусский политический класс, обладающий поистине ненасытным аппетитом, сожрет такого «лидера» вместе с костями, что и сделали в свое время со С.Шушкевичем и В.Кебичем. Так что А.Лукашенко стоило быть поосторожнее, когда он позволяет себе заявлять: «Сегодня под шумок мирового кризиса некоторые руководители расслабились и думают, что можно работать спустя рукава. Видя, что в мире во многих странах аккумулируются средства и передаются субъектам хозяйствования, наши руководители думают: а почему бы не поживиться за счет каких-то дотаций или бюджета? Я уже предупредил министров и правительство: государство не будет терпеть иждивенческой позиции предприятий, независимо от формы собственности». Расслабился Александр Григорьевич, пообвык, так сказать… А стоило бы ему напомнить, что белорусский директорат и банкиры всегда жили за счет дотаций или бюджета. Неужели забыл? Так напомнят!

Так что деньги А. Лукашенко нужны не просто ради победы над кризисом, они ему нужны для сохранения власти. Где их взять? Чтобы взять деньги, надо что-то продать ненужное, а в хозяйстве А.Лукашенко все нужное – «фамильное серебро», «лакомые куски» (поистине, что «куски»). А чтобы продать ненужное, надо купить что-то ненужное. Но денег нет…

Россия больше миллиарда в этом году не даст. Алексей Кудрин еще и первый миллиард не перевел. Дело не в том, что у России денег нет. Пока, во всяком случае, еще есть. Давать нет смысла, так как второй кредит уже не оформишь. Под единый рубль или Конституционный Акт так же не дадут (даже Высший ГосСовет перенесли, как не придавал А. Лукашенко будущему мероприятию «особое» «организованное» значение»). Никто не поверит. Стоит напомнить, что и второй кредит Москва дает под конкретный план, где нашлось место механизму установления валютного курса, условиям допуска российского бизнеса на белорусский рынок, созданию условий для расчета в российских рублях и использовании рубля в качестве резервной валюты. Условия тяжелые, но видимо, неотвратимые. И за все про все один миллиард в ноябре 2008, а второй в феврале 2009 г. Есть, за что горевать А.Лукашенко.

Остается МВФ. Однако с МВФ есть проблема. На днях Верховная Рада Украины утвердила пакет антикризисных мер, которые и являются основой для получения Киевом 16,5 млрд. долларов от МВФ. Однако украинская элита имеет возможность называть все своими словами – в стране кризис и его последствия опасны для экономики Украины. Украина может даже пойти на девальвацию гривны. Ничего подобного белорусские власти позволить себе не могут, так как последствия кризиса угрожают их постам. Даже признать, что в «Процветающей Беларуси» кризис, нельзя… Принять пакет антикризисных мер во вновь избранном белорусском парламенте означает провал мифа о стабильности белорусской экономики и, прежде всего, банковской системы. Девальвировать белорусский рубль, а надо бы минимум в два раза, обещает крах белорусской депозитной пирамиды и банкротство со всеми вытекающими для властей перспективами.

Как в таких условиях вытянуть из МВФ кредит? По старой белорусской традиционной методике – если России обещаем Конституционный Акт, признание Абхазии и Южной Осетии, единый рубль и единый эмиссионный центр, то Западу (МВФ) либерализацию экономики и приватизацию. Только как принятие Конституционного Акта (обсуждение, референдумы и т.д.), так и либерализация экономики – процессы долгие, которые можно отложить на завтра, а вот деньги А. Лукашенко нужны сегодня. Лишь бы день простоять, да ночь продержаться.

Обещание А. Лукашенко либерализовать то, что завтра останется от белорусской экономики ("мы должны воспользоваться нынешней ситуацией и сделать решительные шаги в сторону либерализации экономики и вообще жизни людей, дебюрократизировав всю систему") очень ободрило некоторых лидеров белорусской оппозиции и даже европейских политиков, которые готовы верить любой лжи, оправдывающей перспективность диалога с белорусскими властями. Стоит напомнить, что «либерализацию» А.Лукашенко обещает регулярно: в 2001 г., а также, правда весьма неуверенно, и в 2006 году, вот и сейчас…

Интересно, что одновременно, белорусские власти продолжают уверять, что деньги им в общем-то не нужны… Так, мол, разве только сделать «подушку безопасности». Цена «подушки» - либерализация белорусской экономики (?). Интересно, а если в случае финансового коллапса понадобиться создать финансовый «матрац», то, что будет обещать А. Лукашенко?

Есть ли у А. Лукашенко шанс устоять? Есть. Кризис еще не разыгрался в полную меру – пока сохраняется производство, не начались массовые сокращения, что, вообще-то в белорусских условиях трудно представить, не стали массовыми задержки зарплаты. Не исключено, что президентскими декретами будет создана финансовая «связка» - государственные гарантии вкладов будут сочетаться с запретом снятия населением денег со счетов. Только как бы в итоге всех этих «правильных» мер белорусских властей курс доллара у минских валютчиков не добежал до 5000 – 6000 рублей.

Андрей Суздальцев, 3 ноября 2008 года, Москва, Politoboz.com



<Октябрь 2008
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Ноябрь 2008>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Экономика