Последнее обновление: 27.02.2020 19:12

ПРОЦЕСС ВЫРАВНИВАНИЯ РАЗНИЦЫ В НАЛОГОВЫХ НАГРУЗКАХ БЕЛАРУСИ И РОССИИ ЗАЙМЕТ НЕ МЕНЕЕ 6 ЛЕТ

Учитывая разницу в налоговых нагрузках Беларуси и России, процесс ее выравнивания (с темпом снижения в Беларуси 2-3% в год) займет около 6 лет. Такое мнение "Интерфаксу" высказали специалисты научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) Минэкономики Беларуси.

В соответствии с планом мероприятий правительств и центробанков Беларуси и России по введению единой денежной единицы Союзного государства, унифицировать налоговые законодательства двух стран планировалось до конца 2003 года.

Эксперты констатировали, что выравнивание налоговой нагрузки в Беларуси до российского уровня и унификация налоговой системы по образцу России приведет к значительному сокращению поступлений в бюджет Беларуси.

Они пояснили, что в бюджете России 60-70% занимают прямые налоги на прибыль и ресурсные платежи, а в Беларуси такой же удельный вес обеспечивают косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и акцизы), а также так называемые оборотные налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров, работ и услуг. Ресурсные платежи в Беларуси представлены только налогом за пользование природными ресурсами, суммарные поступления от которого составляют менее 0,5% доходной части консолидированного бюджета.

Выше российских в Беларуси также ставки подоходного налога и акцизов, существенные расхождения сохраняются в системе местных налогов и сборов. В результате общий уровень налоговой нагрузки на экономику в Беларуси примерно на 12 процентных пунктов выше, чем в России. Отмена только "оборотных" сборов и отчислений (в 2002 году - около 1,3 трлн.бел.руб., что составило 15% доходной части республиканского бюджета или 5,1% к ВВП ), которые отсутствуют в настоящее время в российской налоговой системе, может привести к сокращению доходной части белорусского бюджета на 6,4% от ВВП.

Кроме того, отмена чрезвычайного налога (2,8% доходной части бюджета) сократит доходы бюджета на сумму около 225 млрд.бел.руб. или 0,9% к ВВП, констатировали эксперты.

Наряду с этим, они указали на принципиальные различия в ставке подоходного налога (в России установлена "плоская" ставка в размере 13%, в Беларуси она колеблется в пределах 9-30% в зависимости от уровня доходов - "ИФ").

Таким образом, приведение налоговой нагрузки на экономику Беларуси в полное соответствие с российской означает недополучение белорусским бюджетом доходов на сумму около 4 трлн.бел.руб. ($2 млрд.) или 12% от ВВП, подчеркнули эксперты.

С другой стороны, в случае отказа со стороны Беларуси от полной унификации с российским механизма взимания налогов произойдет массированный вывод белорусскими предприятиями своих активов на экономическую территорию России (где установлен более благоприятный режим налогообложения), что опять же негативно скажется на доходной части республиканского и местного бюджетов, подчеркнули эксперты.

Они отметили, что предполагаемое сокращение доходной части бюджета и внебюджетных фондов потребует адекватного снижения объемов финансирования практически по всем приоритетным направлениям, так как у Беларуси нет возможности компенсировать потери бюджета за счет увеличения поступлений от ТЭК и налогов, связанных с использованием природных ресурсов, как это сделала Россия.

Вместе с тем, в условиях, когда более 80% расходной части бюджета составляют первоочередные платежи (заработная плата, пенсии, стипендии и другие трансферты населению), а также неотложные платежи (выплаты по погашению внутреннего и внешнего государственного долга, оплата энергоресурсов и т.д.), такие действия не могут не привести к отрицательным социальным и экономическим последствиям, уверены эксперты.

Наряду с этим, в качестве одного из основных противоречий в системах налогообложения двух стран эксперты выделили применяемый Россией во внешней торговле с Беларусью принцип страны происхождения при уплате НДС. Учитывая отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси с Россией за счет импорта энергоносителей, белорусский бюджет вынужден компенсировать своим предприятиям НДС, уплаченный ими в российский бюджет. В результате фактически из белорусского бюджета в российский ежегодно уплачивается около $170-180 млн. подчеркнули они. При этом, несмотря на существующие договоренности, российская сторона не компенсирует потери белорусского бюджета, констатировали эксперты.

Они отметили, что существующие противоречия планируется снять при подготовке проекта Налогового кодекса Союзного государства, который был подготовлен в Беларуси еще в конце 2001 года. Однако, с точки зрения российской стороны, проведение этой работы возможно лишь после принятия Конституции Союзного государства.

Вместе с тем, Беларусь предпринимает определенные практические шаги в части снижения налоговой нагрузки, констатировали эксперты.

Они пояснили, что проект бюджета Беларуси на 2004 год предусматривает снижение стандартной ставки НДС с 20 до 18%. В условиях смешанных принципов применения косвенных налогов во внешнеэкономической деятельности предусматривается сохранить практику уменьшения налоговых вычетов по НДС на 4% экспортной выручки (6,5% при реализации нефтепродуктов).

Наряду с этим запланировано снижение общего размера ставок оборотных платежей, взимаемых в целевые бюджетные фонды на 25% или 4,5% до 3,4%.

Бюджет следующего года также предусматривает ограничить предельный уровень ставок по местным целевым сборам до 4% с суммы дохода, остающегося в распоряжении юрлиц, вместо 5% в текущем году.

<Июль 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Август 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567