Последнее обновление: 17.02.2020 21:50

В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ БЕЛАРУСИ СЧИТАЮТ, ЧТО УРОВЕНЬ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ НЕ СТИМУЛИРУЮТ ПРОЦЕСС ЭКОНОМИИ

Эксперты в правительстве Беларуси считают, что сложившийся на современном этапе уровень цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и соответственно расходы граждан на их оплату создали недостаточные стимулы по экономии потребляемых услуг.

Как отметили собеседники "Интерфакса", "материальная заинтересованность населения по установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления услуг тепло- и водоснабжения не подкреплена финансовыми возможностями их установки за счет средств граждан" Для разрешения данной проблемы специалисты предлагают предоставить гражданам возможность установки до 2008 года индивидуальных приборов учета и регулирования потребления услуг и, прежде всего, водопотребления за счет средств организаций-поставщиков услуг с последующим возмещением гражданами этих затрат в рассрочку либо через стоимость услуг.

Особенностью дальнейшего совершенствования политики ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, считают специалисты, должно стать не простое повышение цен и тарифов в связи с изменением цен на материальные и, прежде всего, энергоресурсы, а более плавное регулирование в зависимости от роста реальных доходов граждан и снижения себестоимости услуг. В частности, платежи населения за техническое обслуживание и коммунальные услуги на каждом этапе реформирования не должны превышать уровня (доли собственных расходов граждан в совокупном доходе среднестатистической семьи), установленного государством.

На завершающем этапе реформирования, убеждены эксперты, ставка платы за пользование жилым помещением должна быть дифференцирована в зависимости от качества и месторасположения жилого помещения и обеспечивать расширенное воспроизводство этого вида услуг. При этом собственники жилых помещений должны уплачивать налог на недвижимость.

Специалисты полагают, что наниматели, собственники жилых помещений, члены организаций граждан-застройщиков, имеющие более одного жилого помещения, должны оплачивать его содержание и потребление коммунальных услуг в полном объеме. При наличии у гражданина двух и более жилых помещений освобождению от обложения налогом на недвижимость подлежит только одно жилое помещение по выбору гражданина. Кроме того, согласно концепции, предполагается введение в повышенном размере налога на недвижимость для граждан, имеющих два и более жилых помещений.

Говоря о состоянии и перспективах развития жилищного хозяйства, эксперты напомнили, что сложившиеся экономические отношения в жилищной сфере позволили сформировать частный жилищный фонд, в том числе путем проведения его приватизации и увеличения строительства жилых помещений за счет средств граждан. В результате в настоящее время около 80 процентов жилищного фонда в республике находится в частной собственности, уточнили они. Кроме того, в стране сформировался вторичный рынок жилых помещений, который позволяет населению решать свои жилищные проблемы без помощи государства. В итоге очередь на улучшение жилищных условий уменьшилась на 200 тыс. семей по сравнению с 1990 годом, подчеркнули специалисты.

Они также отметили, что в 1997-2002 годах в коммунальную собственность принято 16615,1 тыс. кв. метров общей площади ведомственных жилых помещений. Помимо этого, завершается восстановление и приведение в технически исправное состояние практически разрушенного жилищно-коммунального хозяйства бывших военных городков, оставленных после вывода войск Российской Федерации, а также городков, переданных Вооруженными силами республики и взятых на баланс организациями жилищно-коммунального хозяйства. В результате проведения единой технической политики и повышения качества оказания коммунальных услуг уровень обслуживания в принятом жилищном фонде достиг среднереспубликанских показателей. При этом источники финансирования остались прежними, а основные работы выполняются за счет внутреннего перераспределения средств в отрасли, констатировали специалисты.

Вместе с тем, отметили они, в жилищном хозяйстве не удалось добиться полноценных договорных отношений. Возложение на организации жилищно-коммунального хозяйства несвойственных им функций и неспособность местных исполнительных и распорядительных органов выполнять договорные обязательства привели к фактическому невыполнению в полном объеме необходимых работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, уточнили они. Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда приводит к отсутствию стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом, его эксплуатации и ремонта, резюмировали эксперты.

В связи с этим они считают необходимым до 2006 года осуществить разделение функций и договорных отношений между собственниками жилищного фонда, организациями жилищно-коммунального хозяйства и подрядными организациями.

При этом одним из главных направлений дальнейшего развития механизмов функционирования жилищного хозяйства специалисты называют создание конкурентной среды путем своевременного и достаточного финансирования содержания и ремонта жилищного фонда, а также постепенного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги с одновременной адресной поддержкой малообеспеченных граждан.

<Июль 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Август 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567