Последнее обновление: 27.02.2020 19:12

В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ БЕЛАРУСИ СЧИТАЮТ, ЧТО ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ РАЗВИТИЯ ЖКХ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЕГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

Основной проблемой развития жилищно-коммунального хозяйства Беларуси в перспективе до 2015 года является обеспечение финансирования его воспроизводства, считают в правительстве республике.

В настоящее время на смену централизованному государственному управлению и финансированию развития отрасли пришла их децентрализация, которая была осуществлена путем передачи основных фондов в коммунальную собственность, а также путем приватизации гражданами значительной части государственного и общественного жилищного фонда, напомнили эксперты.

Однако, по их мнению, общие темпы и неравномерность развития основных фондов отрасли за счет капитального ремонта и нового строительства в различных населенных пунктах страны требуют совершенствования экономических отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг. Они пояснили, что плата за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание и коммунальные услуги, предоставляемые по фиксированным тарифам, средства местных бюджетов, включая доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, доходы от прочих потребителей коммунальных услуг, предоставляемых по договорным ценам, в целом недостаточны для обеспечения простого воспроизводства в отрасли.

Поэтому главным направлением реализации одобренной правительством концепции развития жилищно-коммунального хозяйства на период до 2015 года является выработка подходов к решению задачи обеспечения населения и других потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в соответствии с нормативами социального стандарта в этой области с одновременным переводом субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на рынке данных услуг, на самоокупаемость и в перспективе - расширенного воспроизводства в отрасли.

В связи с этим, считают специалисты, необходимо осуществить ряд мер по совершенствованию экономических взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг путем изменения системы финансирования. По их словам, это означает переход от частичного бюджетного и перекрестного субсидирования затрат, связанных с оказанием услуг населению, к оплате их в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных граждан и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. Такой переход предполагается осуществить в три этапа, уточнили они.

В частности, в настоящее время за счет совершенствования тарифной политики и снижения издержек достигнут 50-процентный уровень возмещения затрат по основным видам услуг. Поэтому, полагают эксперты, основные усилия на ближайшую перспективу, ориентировочно до 2006 года, должны быть сосредоточены на рационализации и снижении издержек производителей услуг.

За счет данного фактора, по мнению специалистов, должен быть удержан уровень возмещения затрат в рамках достигнутого без существенного повышения тарифов на общегосударственном уровне. Повышение уровня возмещения на данном этапе должно быть достигнуто за счет совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, проведения демонополизации и развития конкурентной среды, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, дифференциации оплаты в зависимости от качества и месторасположения жилых помещений, дальнейшего упорядочения системы льгот и усиления их адресной направленности, выделяемых на эти цели средств, считают в правительстве.

Специалисты также убеждены, что в целях экономической заинтересованности производителей услуг независимо от форм собственности на период сохранения жесткого государственного регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг должны быть сохранены все прочие источники возмещения затрат по предоставлению услуг для населения - субсидии из бюджета, арендная плата, перекрестное субсидирование. По мере повышения уровня возмещения затрат платежами населения за счет снижения издержек будет постепенно снижаться нагрузка на бюджет и промышленность путем ликвидации перекрестного субсидирования, подчеркивают они.

При этом, учитывая экономическую ситуацию в республике, в том числе продолжающиеся инфляционные процессы, предполагается проводить работу по совершенствованию тарифов на жилищно-коммунальные услуги за счет планомерного снижения себестоимости при повышении уровня возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам платежами населения: на первом этапе (к 2006 году) - до 60 процентов от уровня затрат; на втором этапе (к 2010 году) - до 80 процентов от уровня затрат; на третьем этапе (к 2015 году) - до 100 процентов. За пределами 2015 года предполагается, что действующие тарифы будут составлять 100 процентов затрат, включая источники расширенного воспроизводства и расходов по обязательному страхованию жилых помещений, отметили эксперты.

Сохранение всех источников финансирования на период доведения уровня возмещения затрат платежами населения до полной окупаемости и образования источников расширенного воспроизводства создает предпосылки для повышения привлекательности бизнеса в сфере жилищно-коммунальных услуг и возникновения конкуренции на рынке возможных претендентов по их оказанию, полагают в правительстве.

<Июль 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Август 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567