Последнее обновление: 17.02.2020 21:50

БЕЛОРУССКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРТЫ АНАЛИЗИРУЮТ ПРОБЛЕМУ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ С РОССИЕЙ

В Беларуси считают, что для республики было бы наиболее приемлемо применение принципа страны назначения при взимании косвенных налогов во взаимной торговле с Россией, сообщили "Интерфаксу" в правительстве Беларуси.

Страна, применяющая этот принцип во внешнеторговых операциях, облагает налогами весь свой импорт по внутренним ставкам, применяемым по отношению к отечественным товарам, что создает условия для равной конкуренции, пояснили они. При этом среди всех стран - участниц СНГ вопрос перехода во взаимной торговле на принцип страны назначения до сих пор остается неурегулированным только с Россией, что не способствует выравниванию условий деятельности субъектов хозяйствования двух стран, констатировали в правительстве.

Специалисты сообщили, что правовая основа перехода на принцип страны назначения в торговле с Россией была заложена еще в 1999 году с принятием ряда решений в рамках СНГ, Таможенного союза и Союза России и Беларуси (Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года; Протокол от 2 апреля 1999 г. о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года; решение Межгосударственного Совета Беларуси, Казахстана, Киргизии, Российской Федерации и Таджикистана от 26 октября 1999 года № 54 "О мерах по реализации принципа "страны назначения" при взимании и исчислении косвенных налогов во взаимной торговле между государствами - участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве").

Более того, отметили эксперты, в соответствии с этими договоренностями 27 октября 1999 года в Москве был парафирован проект белорусско-российского межправительственного соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг), предусматривающий переход во взаимной торговле на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения. Однако указанная работа была приостановлена со стороны России с мотивировкой о необходимости решения этих вопросов в рамках введения налогового кодекса Российской Федерации, отметили специалисты.

Они подчеркнули, что, несмотря на принятые договоренности и взятые обязательства в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации №118-ФЗ от 5.08.2000года "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", с 1 июля 2001 года Россия перешла на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения в торговых отношениях со всеми государствами, за исключением Беларуси. При этом российская сторона на уровне заинтересованных министерств и ведомств фактически отрицает наличие потерь белорусского бюджета при сохранении принципа страны происхождения, добавили специалисты.

Для покрытия этих бюджетных потерь Беларусь была вынуждена изменить условия применения нулевой ставки НДС по экспорту своих товаров. В частности, декретом президента (№14 от 17 мая 2001 года) предусмотрено уменьшение налоговых вычетов по НДС для экспортеров товаров в страны, в торговле с которыми Беларусь при взимании косвенных налогов применяет принцип страны назначения. В результате в настоящее время возникли существенные расхождения в условиях налогообложения для субъектов хозяйствования Беларуси и России, что противоречит основным принципам союзного договора, отметили эксперты.

По их словам, очередная попытка урегулирования вопроса косвенного налогообложения была предпринята в апреле 2002 года в соответствии с директивой Высшего Госсовета союзного государства. Тогда правительствам двух стран было поручено в месячный срок завершить необходимые согласительные процедуры по подготовке документов, определяющих принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) во взаимной торговле и механизмы компенсации потерь бюджетов в связи с применением взимания косвенных налогов по принципу страны происхождения. В Беларуси было принято постановление правительства (№450 от 10 апреля 2002 года), утвердившее в качестве основы для проведения переговоров с российской стороной проекты соглашения о принципах взимания косвенных налогов и положения о механизме компенсации потерь бюджетов в условиях применения во взаимной торговле НДС по принципу страны происхождения, являющегося неотъемлемой частью данного соглашения.

Однако российской стороной было предложено рассматривать проекты двух отдельных соглашений: одно о принципах взимании косвенных налогов и второе - по механизму компенсации, вступление в силу которых предусмотрено с даты введения российского рубля в качестве единой денежной единицы на территории союзного государства, отметили специалисты Совмина.

По их словам, предложенный российской стороной срок начала применения указанного соглашения не поддержан белорусской стороной из-за того, что введение российского рубля на территории Беларуси никак не связано с реально существующими потерями белорусского бюджета от применения принципа страны происхождения при взимании косвенных налогов во взаимной торговле с Российской Федерацией. Кроме того, до введения российского рубля в качестве платежного средства в Беларуси необходимо создание ряда экономических условий, одним из которых является компенсация потерь национального бюджета, как это и установлено планом совместных действий правительств двух стран по введению единой денежной единицы союзного государства на 2001-2005 годы, добавили специалисты.

По итогам рассмотрения данного вопроса на заседании Совмина союзного государства, прошедшего 2 апреля 2003 года, позиция Беларуси не изменилась. Однако российская сторона продолжает настаивать на том, что никаких потерь при применении принципа страны происхождения во взаимной торговле с Россией у белорусского бюджета не возникает, констатировали в белорусском правительстве. Вместе с тем при переходе на единую валюту российская сторона готова рассмотреть вопрос о компенсации потерь бюджета Беларуси за два года, предшествующие введению единой денежной единицы, добавили специалисты.

<Июль 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Август 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567