Последнее обновление: 27.02.2020 19:12

В БЕЛОРУССКИХ ОРГАНАХ ГОСУПРАВЛЕНИЯ УСИЛИВАЕТСЯ СКЕПТИЦИЗМ ПО ПОВОДУ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВВЕДЕНИЯ В БЕЛАРУСИ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ

В правительстве Беларуси и ключевых министерствах экономического блока усиливается скептицизм по поводу целесообразности введения в республике российского рубля. Такое мнение высказал "Интерфаксу" осведомленный источник в органах госуправления.

Собеседник агентства отметил, что при полной технической готовности Национального банка Республики Беларусь к использованию российского рубля в качестве единственного платежного средства крайне низкие темпы создания единого экономического пространства, обусловленные принципиальными различиями в структуре экономик двух стран, "не внушают оптимизма". Он уверен, что, по крайней мере, российский рубль не будет введен в обращение в Беларуси к запланированному сроку (1 января 2005 года - "ИФ"). В частности, эксперт отметил, что к 1 июля 2003 года не был подписан указ главы государства, разрешающий белорусским предприятиям производить между собой безналичные расчеты в российских рублях.

Он также сообщил, что в проекте концепции социально-экономического развития Беларуси на 2004 год "жесткая" привязка белорусского рубля к российскому предусмотрена не с 1 января 2004 года, как планировалось ранее, а с сентября-октября 2004 года. "Все это дает повод с уверенностью сказать, что с начала 2005 года российский рубль в Беларуси не будет введен", - заявил собеседник агентства.

По его мнению, основными причинами, сдерживающими процесс валютной интеграции, являются фактически двукратное превышение белорусских темпов инфляции над российскими и значительные потери белорусского бюджета после унификации налоговых систем. Эксперт пояснил, что жесткая фиксация курса белорусского рубля к российскому при наличии разрыва между темпами инфляции в обоих государствах приведет к росту реального обменного курса белорусского рубля, что окажет негативное влияние на экспорт и увеличит объемы импорта в страну. Замедление экспорта и усиление конкуренции со стороны импорта приведет к замедлению темпов роста промышленного производства, считает эксперт.

Кроме того, полагает он, переход к единой денежной единице Союзного государства в краткосрочной перспективе будет иметь ряд негативных последствий, особенно в связи с недополучением доходов госбюджета Беларуси из-за выравнивания налоговой нагрузки на белорусскую экономику до ее уровня в России.

Собеседник агентства пояснил, что в бюджете России 60-70% занимают прямые налоги на прибыль и ресурсные платежи, а в Беларуси такой же удельный вес обеспечивают косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и акцизы), а также так называемые оборотные налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров, работ и услуг. Ресурсные платежи в Беларуси представлены только налогом за пользование природными ресурсами, суммарные поступления от которого составляют менее 0,5% доходной части консолидированного бюджета.

Выше российских в Беларуси также ставки подоходного налога и акцизов, существенные расхождения сохраняются в системе местных налогов и сборов. В результате общий уровень налоговой нагрузки на экономику в Беларуси примерно на 12 процентных пунктов выше, чем в России. Отмена только "оборотных" сборов и отчислений, которые отсутствуют в настоящее время в российской налоговой системе, может привести к сокращению доходной части белорусского бюджета на 6,4% от ВВП. Приведение же налоговой нагрузки на экономику Беларуси в полное соответствие с российской означает недополучение белорусским бюджетом доходов на сумму около 4 трлн.бел.руб. ($2 млрд.) или 12% от ВВП. Учитывая разницу в налоговых нагрузках Беларуси и России, процесс ее выравнивания (с темпом снижения 2-3% в год) займет около 6 лет, подчеркнул собеседник агентства.

Он отметил, что предполагаемое сокращение доходной части бюджета и внебюджетных фондов потребует адекватной корректировки их расходных частей в направлении снижения объемов финансирования практически по всем приоритетным направлениям, так как у Беларуси нет возможности компенсировать потери бюджета за счет увеличения поступлений от ТЭК и налогов, связанных с использованием природных ресурсов, как это сделала Россия.

Вместе с тем, в условиях когда более 80% расходной части бюджета составляют первоочередные платежи (заработная плата, пенсии, стипендии и другие трансферты населению), а также неотложные платежи (выплаты по погашению внутреннего и внешнего государственного долга, оплата энергоресурсов и т.д.), такие действия не могут не привести к отрицательным социальным и экономическим последствиям, убежден эксперт.

По его мнению, реализация конкретных действий в рамках создания экономических условий для введения российского рубля в качестве единой валюты Союзного государства будет на начальном этапе неизбежно способствовать росту безработицы, прежде всего в части трансформации скрытой (латентной) ее формы в открытую.

По оценке министерства труда и соцзащиты, при предоставлении нанимателям права самостоятельно определять оптимальную численность работников может быть высвобождено примерно 200 тыс. человек. При их регистрации в органах службы государственной занятости уровень безработицы составит 8% (в настоящее время около 3% - "ИФ"), сообщил он.

"Осознание всех этих факторов руководством страны становится все более отчетливым", - констатировал собеседник агентства. Поэтому, по его прогнозу, процесс объединения денежных систем России и Беларуси будет в ближайшей перспективе тормозиться белорусской стороной.

<Июль 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Август 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567