Последнее обновление: 24.04.2024 13:28

ПРЕЗИДЕНТ БЕЛАРУСИ ПРОВЕЛ СОВЕЩАНИЕ О КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко считает необходимым повысить ответственность руководителей и собственников предприятий, а также представителей органов власти за банкротство субъектов хозяйствования. При этом такая ответственность должна быть законодательно закреплена, заявил Глава государства 18 июля на совещании о концепции совершенствования законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).

В Беларуси Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» действует с 2001 года. В его развитие приняты более 10 нормативных правовых актов. Вместе с тем двухгодичная практика применения законодательства выявила ряд проблем, требующих дополнительного урегулирования.

По словам Александра Лукашенко, применение на практике Закона привело к негативным последствиям, что во многом обусловлено недобросовестным отношением к его разработке. В частности, количество судебных слушаний о банкротстве в последнее время резко увеличилось. Действующий Закон позволяет любому кредитору инициировать в Высшем Хозяйственном Суде дела о банкротстве предприятия, независимо от его формы собственности и суммы задолженности. Даже если активы работающего предприятия составляют миллиарды, а долг — один миллион, то в настоящее время кредиторы могут ставить вопрос об экономической несостоятельности. Однако, отметил Президент, за каждым делом о банкротстве стоят трудовые коллективы и их семьи.

Как показывает практика, заведение дела о банкротстве зачастую обусловлено отнюдь не объективными экономическими причинами, а интересами отдельных лиц уничтожить либо закрыть предприятие с целью его дальнейшей перепродажи.

По словам Главы государства, последствия подобных «криминальных банкротств» негативно отражаются как на макро–, так и на микроэкономическом уровнях. «Далеко не всегда решаются вопросы инвестирования, перераспределения собственности, темпов развития отдельных секторов экономики в регионах, комплекс социальных проблем», — отметил белорусский лидер.

Анализ деятельности антикризисных управляющих выявил ряд недостатков в их работе: зачастую они не только не спасают предприятие, но и являются виновниками возникновения новых проблем, а порой, и окончательной гибели субъектов хозяйствования.

В целях обеспечения надлежащей защиты государственных и общественных интересов непосредственно при осуществлении процедур банкротства Правительством и Высшим Хозяйственным Судом разработан проект Декрета «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства) юридических лиц и специальных мерах при осуществлении процедур банкротства в отношении юридических лиц, имеющих важное государственное значение».

О новой концепции нормативно–правового регулирования вопросов осуществления процедур банкротства организаций различных форм собственности Главе государства доложил Заместитель Премьер–министра 51; Министр экономики Андрей Кобяков. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Виктор Каменков, Министр юстиции Виктор Голованов, Министр промышленности Анатолий Харлап, Заместитель Главы Администрации Президента Александр Абрамович проинформировали Президента о нынешнем положении дел в сфере банкротства, а также выступили с предложениями по совершенствованию регулирования вопросов, связанных с экономической несостоятельностью предприятий. Министр труда и социальной защиты Антонина Морова проинформировала о многочисленных жалобах на отсутствие должных мер по социальной защите работников государственных и частных предприятий, проходящих процедуру банкротства.

В ходе совещания было высказано предложение о целесообразности изменения подхода к роли хозяйственных судов в процедуре банкротства с тем, чтобы оздоровление предприятий первоначально осуществлялось хозяйственными мерами на уровне министерств и ведомств, а не правовыми.

Подводя итоги состоявшегося обмена мнениями, Александр Лукашенко поручил в течение июля–августа доработать Декрет с учетом прозвучавших замечаний. Этот документ должен быть, прежде всего, ориентирован на белорусские реалии и основываться на уже имеющемся у республики опыте, считает Глава государства, поскольку в отличие от многих других стран белорусская экономика является социально ориентированной.

В целях защиты интересов государства и трудовых коллективов Президент потребовал значительно ужесточить процедуру возбуждения дела о банкротстве, причем как для государственных, так и для частных предприятий. Процедура банкротства, по словам белорусского лидера, должна применяться только в исключительных случаях и являться последним шагом в серии мер по спасению предприятия. При инициировании дел этой категории важно учитывать все политико–экономические и социально–психологические аспекты, подчеркнул он. От правильного решения проблем в этой области зависит эффективность экономики в целом.

По мнению Президента, интенсивная работа по предупреждению банкротства должна проводиться на всех уровнях — от руководителей и собственников предприятий до представителей органов власти, включая Правительство. Глава государства потребовал законодательно закрепить нормы об их субсидиарной ответственности за судьбу предприятий.

Претерпит изменение институт антикризисного управляющего. Это должен быть грамотный специалист, который будет, с одной стороны, наделен большими полномочиями для оздоровления предприятий, с другой стороны, нести ответственность за свою деятельность. Управляющий должен действовать в интересах государства и трудового коллектива, а потому требования к его кандидатуре будут очень высокими.

Планируется, что проект Декрета будет принят в августе. Данный документ, как отметил Президент, должен в комплексе регламентировать все аспекты процедуры банкротства.



<Июнь 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
Июль 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910