Государственный таможенный комитет Беларуси не получал официальных запросов российской стороны по поводу задержания грузов, следующих в Россию транзитом через Беларусь. Об этом заявил руководитель таможенного ведомства Александр Шпилевский на встрече с журналистами. По его мнению, «если у кого-то возникают претензии, то нужно обсуждать каждый конкретный случай с документами в руках, а не делать голословных заявлений».
Зачастую при досмотре перевозчики предоставляют недостоверные сведения на перевозимый груз: нередко указаны не те товары, что находятся в фурах, или количество товара значительно занижено. В ходе проверок таможенники также часто выясняют, что указанные в сопроводительных бумагах фирмы попросту не существуют. Естественно, в подобных случаях принимается решение задерживать «левые» грузы, материалы передаются в суды, подчеркнул руководитель Государственного таможенного комитета. Ведь в противном случае эти товары могут просто «раствориться» либо в Беларуси, либо в России, либо где-то еще. «Мы сможем организовать доставку грузов под охраной, чтобы до границы России из машин ничего не пропало», – сказал Александр Шпилевский. Если российские получатели готовы пойти на такие меры и оплатить затраты на конвоирование, то данный вопрос будет решен.
Белорусские таможенники постоянно контактируют с российскими коллегами. По словам председателя ГТК, эти отношения предельно доверительные и открытые, никаких претензий к белорусской стороне нет. В качестве примера он назвал участие россиян в подготовке нового Таможенного кодекса Беларуси.
Планируется, что первоначальный проект этого документа будет готов к концу весны 2004 года. Новый Таможенный кодекс Беларуси будет максимально приближен к российскому. Однако в нем будут учтены национальные интересы республики, подчеркнул Александр Шпилевский.