Последнее обновление: 19.04.2024 15:54

Netblocks оценивает экономические потери Беларуси от отключения интернета в $56,4 млн. в день

Белорусские власти отключили интернет на 3 дня и пытались сделать вид, что речь идет о международном инциденте. Отключение Интернета началось в день выборов и продолжалось как минимум до ночи со вторника.

Основными задачами властей являлись существенное, если не тотальное снижение потока правдивой информации и исключение интернета (сервисов) как средства для коммуникации протестующего населения.

Ущерб экономике, бизнесу и имиджу страны власти расценили как сопутствующий.

В понедельник Лукашенко заявил, что отключение Интернета стало следствием массивной кибер атаки иностранных государств на суверенную страну в центре Европы. Тему уже к этому моменту развили государственные СМИ. В частности, БелТА писала о небывалых DDOS атаках на госмедиа.

Госпредприятие «Белтелеком» твердило, что работает над устранением сбоев и восстановлением услуг после «множественных кибератак различной интенсивности». Однако, на самом деле на Белтелекоме, как и у других наземных провайдеров, в понедельник долго не могли понять, что происходит, по одной простой причине: провайдеров (пару человек в руководстве может и знало, но рассказать не могло), никто не уведомлял о том, что власти просто заблокировали сеть. Всю!

Местные эксперты еще в воскресенье сказали, что власти запустили DPI (Deep packet inspection) – продвинутый метод обнаружения и фильтрации сетевого трафика. Это мнение позже подтвердили аналитики NetBlocks, группы по защите цифровых прав, которая следила за отключениями.

По словам директора группы Альпа Токера, правительство составило список из более чем 10 000 ключевых слов, которые оно использовало для блокировки доступа ко всему: от социальных сетей, таких как YouTube, Twitter и Facebook, до веб-сайтов и мессенджеров.

«Они используют глубокую проверку пакетов, чтобы заблокировать любой интернет-домен», - сказал Токер. - «Это могло бы создать впечатление неисправности».

«Единственная причина, по которой вы сделаете это, - смоделировать технический сбой, [но] это потребовало бы серьезного планирования», - сказал Токер, добавив, что теоретически иностранный противник «предположительно может ограничить пропускную способность, хотя для чего-то подобного вам потребуется иметь полный контроль и опыт работы с национальной системой».

Техника «глубокой проверки пакетов» аналогична той, что используется Пекином в его Великом брандмауэре и Тегераном для фильтрации многих западных сайтов и платформ. «Разница лишь в том, что Беларусь использует его в произвольной конфигурации», - сказал Токер.

Правительство также заблокировало некоторые услуги виртуальной частной сети (или VPN), которые позволяли гражданам обходить интернет-блокировки.

Впрочем, зарубежные эксперты видят лишь часть айсберга. Белорусские власти годами создают систему блокировки интернета, но объять необъятное очень сложно – интернет развивается еще быстрее. И когда местный белорусский файервол (DPI) в воскресенье сбойнул через пару часов после запуска, белорусские власти применили старый безотказный способ – просто выключили рубильник. А затем в ручном режиме начали запускать сайт за сайтом, сервис за сервисом.

Клиенты Белтелекома получили чуть больше возможностей, по ряду причин. Коммерческих провайдеров власти блокировали полностью. Особый и отдельный вопрос к мобильным операторам, которые в этот раз подмахнули властям с особой фанатичной любовью, окирпичив мобильные телефоны всего населения страны.

Интернет в стране включали после 9 часов утра и выключали после 15 часов, при этом система пропаганды работала исправно круглосуточно. Технически, никаких проблем с сетью не было, в чем мог убедиться каждый, кото начинал использовать ставшую популярной программу Psiophon.

Власти рубили как внешние каналы, так и использовали DPI внутри страны, закрывая всё, что пишет или хотя бы гипотетически может написать гадкое и вредное в адрес любящей каждого человека родины.

Один день отключения всей Беларуси от Интернета Netblocks оценивает в 56,4 млн. или $170 млн. за 3 дня, что составляет примерно треть дневного ВВП страны. Реальные потери будут меньше, но все равно речь идет о серьезных для текущего состояния экономики страны суммах, который будут складываться из многочисленных брешей в бюджетах. Например, в какую сумму на этот раз обойдутся штрафы Google за то, что был ограничен доступ к его серверу с рекламой?

В среду, 12 августа, белорусам включили интернет, и что же дальше? А дальше всем тем, кого заботливое руководство странно отчаянно поимело за желание воспользоваться своим конституционном правом и проголосовать за свой выбор, надо писать заявления мобильным и обычным провайдерам о компенсации ущерба, морального и экономического.

Пусть платят, требует денег от властей, из бюджета и прочих кубышек. А если речь идет о внешней атаке, то пусть тот, кто об этом сказал, подпишет декрет, где будет сказано «Признать отключения интернета на территории Беларуси с 9 по 11 августа включительно актом внешней агрессии, а следовательно форс-мажорным обстоятельством. Установить, что операторы связи не несут ответственность…». В этом случае, страна будет знать, с кого в итоге спросить за нецифровой август 2020 года.

Мяч на стороне молодых и амбициозных юристов, работающих на объединенный штаб все еще потенциально нового президента Беларуси – ждем образцы заявлений.



<Июль 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Август 2020>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Политика