Последнее обновление: 20.04.2024 09:45

Спасительный миллиард МВФ

Последствия молочной войны с Россией, которая еще далека до завершения, будут долго аукаться Беларуси. И дело даже не в «мудрой» экспортной политике властей, суть которой сводится к ставке на один рынок – российский. Куда более серьезные последствия вызвало именно колхозное чванство, не позволяющее белорусским высокопоставленным чиновникам проявить снисхождение и опуститься до уровня выполнения требований российского, то есть другой страны, законодательства.

Раз уж принципиально отказались получать российские сертификаты на свое молоко, уповая на не первой свежести суждение, что голодные москали никуда не денутся, то уж никак не могли в таком случае согласиться с кратким обзором состояния белорусской экономики в исполнении российского министра А.Кудрина.

И понеслось – слово за слово, поза за позой, нота за нотой, отказ от ОДКБ, усиление границы… Россия запросто могла поставить на колени молочную отрасль Беларуси, но это отдельная тема.

Едва наступило временное затишье на молочном фронте, пришли сводки с газового– Газпром потребовал от Беларуси погасить долг в 230 млн. долларов США, дав понять, что в текущей ситуации ему, как субъекту хозяйствования, отнюдь не являются указом некие устные договоренности, пусть и на уровне глав государств.

Безусловно, резкое ухудшение условий для белорусских молочных предприятий на российском рынке и требования Газпрома не могли остаться незамеченными перед, пожалуй, единственным донором белорусской экономики – МВФ. Предварительное согласие этой структуры об увеличении кредитования Беларуси на 1 млрд. долларов США с 2,46 до 3,46 млрд. и соответственно 2-го транша с 400 до 675 млн. появилось на прошлой неделе одновременно с требованием Газпрома. Но для юридического закрепления этого согласия на уровне совета директоров МВФ Беларуси за последнюю неделю пришлось буквально стать на колени.

Хотите лишний миллиард? – Ой, как хотим. – Ну, тогда поехали.

Два месяца белорусская сторона билась за то, чтобы МВФ признал экономическую состоятельность доводов о необходимости сохранения границ валютного коридора в рамках +/-5%. Первоначальное требование МВФ о расширении границ коридора до +/-10% удалось на первом этапе сбить до +/-7%, а затем и вовсе убедить, что «не гибкая» по мнению МВФ курсовая политика в рамках +/-5% коридора принесет куда больше экономических дивидендов в виде сохранения хоть какого-то доверия к банковской системе и т.д.

Убеждать в неизменности курсовой политики пришлось не только МВФ, но и все население страны, которое с января месяца живет в постоянных ожиданиях очередной девальвации, панически скупая валюту перед каждым первым числом очередного месяца и накануне «длинных» выходных. Пресс-релизы, заявления первых лиц Нацбанка, так называемая кампания дедолларизации экономики…

«Расширение границ валютного коридора до +/-10% не означает, что МВФ настаивает на девальвации белорусского рубля до верхнего уровня новых параметров коридора. Речь идет о необходимости проведения более гибкой курсовой политики Нацбанка в непростых экономических условиях», - пояснила вчера глава представительства МВФ Наталья Колядина, указав, что расширение границ валютного коридора следует рассматривать в совокупности с такими мерами как бездефицитный бюджет и ужесточение денежно-кредитной политики Нацбанка в виде повышения на 2% ставок по инструментам ликвидности Нацбанка в целях снижения инфляционных процессов.

Борьба с инфляцией – это конечно хорошо, но, поди, объясни народу, что расширение границ коридора не подразумевает автоматическую девальвацию рубля. Как ждали девальвацию на День независимости, так и будут ждать, тем более на фоне пересмотра границ.

Определенно, можно понять кредитора, ужесточившего в последний момент свои требования. По оценкам МВФ потери Беларуси в молочной войне могут составить около 4% белорусского экспорта в РФ. За первые 4 месяца экспорт в РФ составил 1,87 млрд. долларов США или 5,6 млрд. в годовом исчислении при условии сохранения текущей динамики. То есть речь идет о сумме в 224 млн. долларов США. Добавив к этой сумме задолженность перед Газпромом в 230 млн., выходит немалая цифра в 454 млн. долларов. А необходимость дальнейших расчетов за газ по контрактной стоимости?

По меньшей мере две трети очередного транша МВФ в 675 млн., который предназначен для поддержки курса белорусской валюты, вылетает на покрытие «дальновидной и сдержанной» политики белорусских властей, успешно реализованной в ходе молочных баталий. Данные оценки убедительно поясняют мотивацию МВФ по пересмотру требований и решение, а точнее согласие Нацбанка после стольких стараний 22 июня «вероломно и без объявления войны» расширить границы валютного коридора до +/-10% и окончательно убить остатки доверия населения к банковской системе и в целом к экономической политике властей.

А есть ли вообще политика? Можно вспомнить и сигналы российской стороны. И речь даже не о кредите в 500 млн. долларов, который Москва может предоставить Беларуси только после выделения второго транша кредита МВФ. На прошлой неделе президент РФ Медведев еще раз четко выгреб мух из тарелки с котлетами: «У нас (РФ) есть свои производители, которые для нас всё равно дороже, чем все остальные, какие бы теплые и братские чувства мы ни питали к белорусским партнёрам», дав понять белорусским властям, что Россия не намерена выполнять для белорусской экономики роль спасательного круга и нести ответственность за судьбы белорусских предприятий.

А потому создалось впечатление, что если бы МВФ попросил расширить границы до +/-20%, белорусские власти все равно бы согласились. И дело даже не в самих деньгах, хотя без них уж как-то совсем тоскливо смотреть на золотовалютные запасы страны, которые почему-то тают на фоне реализации «безупречной» программы антикризисных мер.

После известных заявлений российского министра финансов Алексея Кудрина и успехов на молочно-газовом фронте белорусскому правительству срочно потребовалось внешнее доказательство того, что оно вообще адекватно и в состоянии проводить хоть какую-то экономическую политику. И единственным спасением репутации и подтверждением вменяемости белорусских властей может стать официальное решение МВФ о выделении второго транша и увеличении финансирования на 1 млрд. долларов. Ради этого летом 2009 года страна стала на колени с протянутыми в обе стороны руками посреди моста между Европой и Россией.



<Май 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Июнь 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
Экономика