Последнее обновление: 20.04.2024 13:13

Лукашенко рассказал белорусам то, о чем «не дай Бог, чтобы кто-то узнал»

В минувшую субботу А.Лукашенко вышел на республиканский субботник не только с целью на глазах у всей страны уложить кубометры бетона в очередной «Минск-Арена», но отчитаться и развеять домыслы об итогах пятничного визита в Москву, в ходе которого Лукашенко провел трехчасовую встречу с главой РПЦ патриархом Кириллом и ближе к вечеру был принят президентом РФ Д.Медведевым.

Удалась ли поездка? Судя по высказываниям Лукашенко хвалиться нечем.

Вопросы личные и немножко церковные

Встреча с патриархом стала второй за короткий период времени с момента избрания Кирилла главой РПЦ. Первая беседа Лукашенко и Кирилла состоялась в Сочи во второй половине марта. Ее (встречи) явно не хватило для решения как личных проблем Лукашенко, так и различных проблем в белорусско-российских отношениях, ситуация в которых меняется чуть ли не каждый день

"Мы были очень откровенны. По некоторым позициям, не дай Бог, чтобы кто-то узнал, как мы обсуждали и говорили. Это наши личные вопросы, связанные с нашим славянским единством", - заявил в субботу Лукашенко.

Стенограмма обсуждения личных вопросов вряд ли будет когда-либо опубликована на официальном сайте белорусского президента. На то они собственно и личные вопросы. Однако, исходя из традиций российского государства, можно предположить, что Лукашенко услышал много нелицеприятных вещей, а точнее весьма жесткую точку зрения РПЦ на повсеместное участие младшего сына Лукашенко Николая в делах государственных. Это впрочем не помешало Лукашенко опять взять с собой ребенка для участия в субботней тусовке взрослых дядь, показушно махавших лопатами перед телекамерами.

Но в четверг, накануне встречи Лукашенко и Кирилла на ленте государственного агентства БелТА весьма экзотически смотрелся заголовок «Внебрачных детей в Минске становится все меньше».

Не исключено, что обсуждались и другие темы, которые прямо или косвенно имеют отношение к Николаю Лукашенко. Но как отмечалось, это личные проблемы Лукашенко, которые ему в любом случае придется каким-то образом решить.

Личной проблемой является и дальнейшая карьера (судьба) главы Белорусской православной церкви Филарета.

Кстати к числу личных проблем можно отнести и желание Лукашенко стать посредником в диалоге между католической и православной церковью и организовать на территории Беларуси встречу между Папой Римским и Патриархом. Накануне поездки Лукашенко в Москву появились слухи о том, что этот вопрос будет обсуждаться с Кириллом, однако соответствующего разгона эта тема в белорусских СМИ не получила.

Лукашенко сказал, что говорил об этом с Кириллом, но судя по всему ему дали понять, что Ватикан и Москва в подобных посреднических услугах не нуждаются. Пришлось открыть глаза.

"Мы обсудили вторую большую тему - взаимоотношений православной и католической Церквей. По многим позициям он открыл мне глаза», - сказал Лукашенко, косвенно подтвердив наличие межконфессиональных проблем в Беларуси.

Белорусский правитель не счел зазорным пожаловаться патриарху на проблемы в белорусско-российских отношениях, надеясь найти поддержку в этом вопросе в лице руководства РПЦ. Впрочем, со слов Лукашенко, это не он лил слезы по поводу не стоящих «выеденного яйца» проблем, а патриарх Кирилл не находил себе места из-за дальнейшей судьбы «славянской цивилизации».

"Мы очень рассчитываем и считаем, что Русская Православная церковь должна более активно подключиться к единению наших государств, а может быть, и единству славянской цивилизации, в основе которой находятся Беларусь, Украина и Россия… Я попросил патриарха подключиться к этим вопросам. В связи с этим я проинформировал его о белорусско-российских отношениях, о проблемах, которые не стоят выеденного яйца… о том, как у нас решаются вопросы об отмене протекционистских мер", - сказал Лукашенко в субботу.

Сотни миллионов долларов

Чего стоят проблемы в отношениях двух стран, хорошо говорит тот факт, что свое яйцо Лукашенко в пятницу все же высидел – под вечер пятницы Медведев согласился выслушать претензии Минска.

"Мы обсудили все вопросы в дружеской хорошей атмосфере, и, как я понял, есть понимание того, что эти вопросы надо решать", - заявил Лукашенко в субботу. – «По вопросам, по которым мной были предъявлены претензии, мы наметили движение вперед».

"Это и цена на газ, чтобы вывести равную цену по месяцам. Нам очень выгодно платить среднюю цену, и они пошли нам навстречу. Они перечисляют нам годовую стоимость транзита за газ в сумме около $300 млн, они перечислили нам очередные $625 млн за акции "Белтрансгаза", - пояснил Лукашенко, отметив, что в Москве были решены вопросы, связанные с тем, что Беларусь не выбирает предусмотренные контрактом объемы газа.

"Мы обсудили вопросы поставок нашей продукции на российский рынок, вопросы участия наших предприятий в лизинговых поставках, государственных закупках. Приняли решение о том, что мы поставим несколько тысяч тонн масла в государственный резерв России», - сообщил он.

«В переговорах с президентом России приняты решения на сотни миллионов долларов», - подытожил Лукашенко.

Очевидно, что вопрос с оплатой газа по среднемесячной цене ему решить не удалось. Лукашенко напомнили о платеже за акции Белтрансгаза, об авансе за транзит газа, дав понять, что деньги на оплату текущих поставок газа по контрактной цене у Минска должны быть. Не удалось ему пробиться на российский рынок госзакупок – Москва будет закупать у Беларуси за бюджетные средства только то, что необходимо России, а не те товары, которые хотел бы впарить партнер по союзному государству.

Из всего перечисленного, о чем в пятницу просил в Москве Лукашенко, решение, как сказал он сам, принято лишь по вопросу поставок масла. Несколько тысяч тонн – это несколько сотен тысяч, а не миллионов долларов. Окупились ли затраты на перелет?

В субботу Лукашенко озвучил то, о чем бы хотел поговорить с Медведевым, но, судя по наезду на госсекретаря СГ Павла Бородина, так и не рискнул. Это отношение российских властей к первым лицам белорусского правительства. Лукашенко уже негодовал по этому поводу, запретив белорусским чиновникам «ползать на коленях по кабинетам» правительства Путина. Но до конца не излил свой гнев.

"Не должно быть ситуаций, когда нашего премьера (Сидорского) посылают к Набиуллиной (глава Минэкономразвития РФ) идти решать проблемы", - дал понять Лукашенко, что глава МЭР РФ совсем «не пара» белорусскому премьеру.

По его словам, по прилету в Москву он "предъявил претензии Бородину», сказав, что ему «не за что платить зарплату».

«И пока я находился в Москве, Бородин категорически предупредил российских министров о выполнении договоренностей в рамках ВГС», - заявил Лукашенко.

Бородин сходу пообещал, что "сегодня и в другие дни будут идти конкретные встречи министров… будут сняты все вопросы".

Удивительно, как после таких заявлений белорусское телевидение не смонтировало сюжет о всеобщем построении российского правительства во главе с Путиным, отдающих под козырек Бородину…

Главный вопрос

Очередная маленькая «победа» в Москве никак не должна сказаться на главном вопросе, который сегодня из всех сил решает Лукашенко – политическая легимитизация на Западе, врагов у которой хватает как в России, так и в Беларуси.

"Ведя переговоры с Западом, мы не ведем никаких переговоров против России. Это нам невыгодно, это вредно с любой позиции", - твердил Лукашенко в субботу.

Он назвал "пустыми, никому не нужными" заявления о том, что якобы Беларусь дистанцируется от России в угоду Западу.

"Если это говорят наши политологи, то это "пятая колонна". Если же озабоченность высказывает российская сторона, то надо посмотреть документы по "Восточному партнерству", - сказал Лукашенко.

Он привел те аргументы, которые накануне высказал Медведеву.

"Что касается Евросоюза, то я сказал Дмитрию Анатольевичу, что половина товарооборота у нас с ЕС. Так что, мы должны это игнорировать? Нет. Мы должны поддерживать такие хорошие экономические отношения с Европой, а без политического диалога и дипломатии не может быть этого товарооборота", - заявил Лукашенко.

Безусловно, Медведеву известно, что большую часть этого товарооборота составляют поставки нефтепродуктов и иных товаров, произведенных из российского сырья, поставляемого в Беларусь по заниженным «братским» ценам.

Лукашенко хорошо и сам понимает российскую составляющую товарооборота Беларуси и ЕС. Но поскольку иных аргументов у него нет, все сводится к убеждающей риторике – диалог с ЕС не направлен против России.

«Когда мы ведем диалог по "Восточному партнерству", то мы настойчиво везде предлагаем, чтобы Россия участвовала в этих проектах», - столь заботливо сообщил Лукашенко, что создалось впечатление, что сегодня именно Россия не входит в Совет Европы и против нее введены политические и экономические санкции.

«Что такое "Восточное партнерство"? Это не какой-то пакт, направленный против кого-то. Кого это может настораживать? Кто сегодня думает, что мы отвернулись от России и пошли торжественным маршем в ином направлении? Никто таких целей не ставит", - убеждал Лукашенко в субботу.

Без всякого сомнения, ему сегодня не хотелось бы, чтобы в стране преждевременно «из-за Восточного партнерства» начали выстраиваться «антироссийские настроения».

«Этого не будет», - заявил Лукашенко.

Но как бы боязно от того, что Россия уже резко усилила и в дальнейшем продолжит свое давление, ему не было, Лукашенко не отказывается от решения своего главного вопроса.

«Отказываться от сотрудничества с Европой мы ни в коем случае не должны", - заявил он в субботу.

Лукашенко до последнего момента останется на стоящем посреди Европы заборе – будет выбивать экономические выгоды из России и решать свою политическую судьбу на Западе несмотря на глобальный кризис. Чего он добивается, обеспечивая свою политическую легимитизацию, вопрос скорее из разряда личных, тех, о которых пока «не дай Бог, чтобы кто-то узнал».



<Март 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2324252627281
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Апрель 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
45678910
Политика