Последнее обновление: 19.04.2024 15:54

Саммит надежд

Долгая надежда слаще, чем скорый сюрприз. (Ж.П. Рихтер)

Завершившийся на прошлой неделе цикл союзной и постсоветской интеграции принято считать успешным. Удовлетворение от подписания очередных соглашений высказали почти все президенты, кроме, пожалуй, лидеров Узбекистана и Таджикистана. Стоит напомнить, что официальный Душанбе вообще не собирался участвовать ни в заседании ОДКБ, ни в саммите ЕврАзЭс, обидевшись на визит Д. Медведева в Ташкент.

Зато белорусский президент ни на кого не обижался и всем своим видом создавал (или пытался создать) впечатление, что он всем доволен. В принципе, на завершающей интеграционный марафон пресс-конференции А. Лукашенко в этом радужном формате и высказывался… В частности, касаясь вопроса создания Антикризисного фонда в рамках ЕврАзЭс (10 млрд. долларов США: вклад РФ – 7,5 млрд. долларов США, Казахстана – 1,0 млрд. долларов США), президент РБ заявил: «"Антикризисный фонд - это, можно считать, элемент антикризисных мер, потому что нашим государствам сегодня больше всего не хватает денег, и с этим сталкиваются практически все страны ЕврАзЭС... В ЕврАзЭС мы принимаем только элемент, но это очень важный элемент, и создаем фонд в размере $10 млрд. Это, можно сказать, подушка безопасности для государств, если вдруг ситуация станет очень критической в какой-то стране или в группе государств» , чем вызвал некоторое оживление среди присутствующих президентов и журналистов. Глава государства, живущего в долг (бесконечная «подушка безопасности», уже девальвированная после 2 января 2009 г.), перебиваясь кредитами и попрошайничая на Западе и Востоке, а также опираясь на свой нынешний статус в ЕврАзЭс, уверенно заявляет «Мы», намереваясь или вообще ничего не добавить в Фонд от лица Беларуси, или обойтись символическим вкладом.

Между тем, аппетит официального Минска на вновь создаваемую финансовую структуру огромный. Прежде всего, белорусское руководство надеется, что Антикризисный фонд, создаваемый в большей степени на деньги России, прокредитует российско – белорусскую торговлю. Но появление Фонда не исчерпало итоги двухдневных встреч в рамках ЕврАзЭс, ОДКБ и, конечно, ВГС СГ.

… Это был странный Высший ГосСовет. В реальности, он напоминал борьбу за гранты в каком-нибудь фонде. Союзная, интеграционная тематика являлась лишь декорацией, фоном, на котором разыгрывались внешне почти корректные, но на самом деле критически важные для белорусской стороны дискуссии. В белорусской аргументации, заявлениях, репликах и клятвах буквально выплескивалось: «Вырвать, вытянуть, выклянчить во что бы то ни стало денег, денег и еще раз денег. Под любые условия, под любые обещания, под что угодно…». Все претензии со стороны Москвы отметались с порога, тут же переворачивались, извращались и в том же формате «Дайте!» отправлялись обратно.

Видимо, необходимо привыкать к такому формату Высших ГосСоветов, да и союзных Совминов. Не зря ведь после союзного Совмина (30 января) к прибывшему в минский аэропорт самолету С. Сидорского примчалась «Скорая помощь». Речь не идет о самом белорусском премьере, но тоже о вполне важном лице… Во всяком случае, накал страстей вполне ощутим.

Необходимо уяснить главное: иного пути, как рыскать по соседям, выпрашивая подачки и объедки, у белорусских властей не осталось. Падение курса белорусского рубля является перспективой неотвратимой, как и дальнейшая инфляция и рост цен буквально на все. Тотальная затоварка складов предприятий вместе с просто поразительным отрицательным сальдо внешней торговли, убыточностью основной массы производств, отсталостью технологий и изношенностью оборудования не оставляют иного выбора, как вырывать деньги где можно и где нельзя.

Обратим внимание на интервью А. Лукашенко каналу «Евроньюс» от 02.02.09, предусмотрительно попавшее в эфир уже после Высшего ГосСовета (05.02.09): «Мы предложили на последних переговорах россиянам, чтобы российский рубль уже сейчас делал шаги к тому, чтобы стать настоящей полноценной региональной валютой. Дайте нам кредит для того, чтобы мы могли на первых порах вам же этими деньгами заплатить за поставки энергоресурсов». Опять «дайте»… видимо платить нечем.

При этом, в том же интервью, белорусский президент безапелляционно заявляет: «Мы не бросили свою экономику на “Уолл-Стрит” или же на какую-то другую биржу. Но из России, вы это знаете, когда россияне все встали в очередь в банки и начали менять рубли на валюту, на доллары, переводить в евро, он немного коснулся и нас. Поэтому мы часть золотовалютных резервов направили на поддержание нашей валюты. И вынуждены были, чтобы получить, в том числе кредиты от Международного валютного фонда и прочее, где-то девальвировать процентов на 20 нашу валюту». Неизвестно, где А. Лукашенко видел всю Россию, вставшую «в очередь в банки». Как раз все видели, как сразу после Нового Года в очередь в магазины и валютники встала вся Беларусь, когда белорусский президент «где-то» на 20% одним махом снизил благосостояние населения республики.

Приверженность к «переводу стрелок», в данном случае на Россию - неистребимая привычка колхозно-совхозной номенклатуры, можно сказать, что ее фирменный знак. В принципе, мы это отмечали еще в предыдущей статье: «Россия с одной стороны резко сократила закупки белорусской продукции, с другой - задерживает оплату уже заключенных контрактов с белорусскими поставщиками. Отсюда и весьма эмоциональные антироссийские настроения в белорусском Совмине и АП РБ – «кризис в Беларусь принесла Россия... Вот пусть и оплатит его…»(http://www.politoboz.com/node/477).

Если в Беларуси, по словам А. Лукашенко, так все отлично («немного коснулось») и в Минске, по сравнению с Москвой, «не бросили экономику», то может быть стоило Москве просить кредиты у А. Лукашенко?

Однако весь Высший ГосСовет гости из Минска кредиты просили у России…

Автор этих строк неделю назад взял на себя смелость в статье «По кругу» выразить сомнение в позитивных итогах февральского Высшего ГосСовета. К сожалению, как уже стало традицией, его восприятие итогов заседания кардинально отличается от эйфории, после 3 февраля охватившей белорусские правящие круги. Общее мнение белорусской номенклатуры: А. Лукашенко удалось навязать России все намеченные Минском решения. Появилось уверенность, что РФ компенсирует Беларуси потери от последствий мирового финансового кризиса. Однако стоит отметить, что информация об успехе идет исключительно со стороны окружения А. Лукашенко, что в принципе, понятно. Белорусский политический рынок истосковался по хорошим новостям. А. Лукашенко в меру возможностей старается восполнить дефицит. Учитывается, что провал не раз перенесенного Высшего ГосСовета СГ может привести к политическим осложнениям для главы белорусского государства. Объявленный успех в Москве дает белорусскому президенту очередную передышку…

Проанализируем итоги саммита, остановившись исключительно на открытой информации, чтобы уберечься от обвинений в конспирологии.

- В Минске считают, что подтвержденный совместный план России и Беларуси по минимизации последствий мирового финансового кризиса ( «О мерах по преодолению влияния мирового финансового экономического кризиса на экономики двух стран») позволяет Минску в официальном формате переложить ответственность за кризис в РБ на Москву. Кроме того, план является условием для выдачи второго транша российского кредита в 2 млрд. долларов США. Все это верно, но только если белорусская сторона будет этот план выполнять. В Москве, как ни странно, но уверены, что белорусы, по традиции, ничего выполнять не будут, зато будут очень настойчиво требовать выполнения плана от России. На этот счет у Москвы есть свой ответ. Но Минск надеется, что он сможет уклониться от выполнения плана…

- Белорусское руководство уверено, что кредит в 100 млрд. российских рублей будет выделен в безусловном порядке. В данном случае оно будет опираться на заявление С.Приходько о возможности выделения «нескольких десятков миллиардов рублей». Между тем, перед нами «ответ» Москвы: в случае невыполнения совместного антикризисного плана, включающего меры по приданию российскому рублю статуса резервной региональной валюты, вопрос о выделении дополнительного кредита будет подвешен.

Стоит отметить, что план не очень далеко ушел от требований МВФ и его положения сугубо рыночные. Видимо Москву ободрило скрупулезное выполнение белорусским руководством «заданий» МВФ… В случае, если Минск по привычке одной рукой будет тянуться к новому кредиту, а другой – задвигать план в «долгий ящик», «рассмотрение» вопроса о выделении кредита затянется… Ведь попутно С. Приходько вновь напомнил о важнейшей части союзного договора, которому в этом году будет уже 10 лет – введение российского рубля в денежное обращение РБ. Стоит напомнить, что под единый рубль Москва уже выделяла деньги в 2003 и 2004 году. Сколько можно? Так что в реальности, новый кредит в 100 млрд. российских рублей пока остается в области надежд белорусских властей…

- В подписании документов о создании единой системы ПВО белорусская сторона также увидела для себя деньги. А. Лукашенко рассчитывает, что он «продал» единое ПВО Союзного Государства с «довеском» - военно – техническим сотрудничеством. Минск рассчитывает, что Москва загрузит предприятия белорусского ВПК заказами, поставит в РБ новейшие системы ПВО, в том числе и ЗРК С-400 Триумф, который щедрый А. Лукашенко уже пообещал Каракасу и Пекину. Это опять надежды…

- В Минске уверены, что они окончательно развеяли все озабоченности Москвы насчет диалога белорусских властей с Западом, хотя это, естественно, самообман. Между тем, А. Лукашенко вновь будет надеяться, что его дрейф на Запад оплатит Россия.

- Объявленное участие Минска в КСОР ОДКБ видится, как чисто символическое. Дело не в том, что у данного подразделения, создающегося в рамках Договора о коллективной безопасности, нечем заняться. Как раз проблемы есть и они, в основном, находятся в Средней Азии, где судьба светских режимов, хотя и исключительно авторитарных, в преддверии схватки с исламскими фундаменталистами остается под вопросом и под пристальным вниманием не только в Москве, но и в Вашингтоне, Пекине, Брюсселе. Средняя Азия является самым перспективным поставщиком энергоносителей на мировые рынки. Обстановка в регионе исключительно сложна и она, безусловно, еще осложнится в результате естественного обновления власти в Ташкенте и Астане. Видимо, Минск, подписав «за компанию» соглашение о создании КСОР, рассчитывает по примеру августа 2008 г. по традиции «отсидеться в кустах». На худой конец, белорусский президент вспомнит о своей роли «защитника» СГ и СНГ от НАТО, хотя все что боеспособного у НАТО можно было найти, давно переброшено в Афганистан – как раз на границу Средней Азии. В конце концов, А. Лукашенко в критический момент может вспомнить о белорусской Конституции, запрещающей участие белорусских военнослужащих в боевых действиях за рубежом… В Москве все это учитывают и понимают, что в критический момент белорусов будет не найти. «Дожинки» будут истово отмечать. Подпись А. Лукашенко под соглашением о создании КСОР ОДКБ носит декоративный характер, зато дает А. Лукашенко надежду попытаться модернизировать свою армию за счет основы ОДКБ – России.

- По ходу работы Высшего ГосСовета куда-то опять исчез газовый вопрос. Ясно, что он не решен, так как если бы его решили, то А. Лукашенко не преминул бы об этом объявить. Однако промолчал. Молчит и Газпром. Этот вопрос видимо безнадежен.

- Безнадежен вопрос о строительстве Второй очереди газопровода «Ямал – Европа». Он так и не пробился через Высший ГосСовет.

- На Высшем ГосСовете вспомнили о Белорусской АЭС, что вновь наполнило сердца членов белорусской делегации надеждой на новый, уже «ядерный» кредит. Но он пока не сверстан…

В итоге мы получили саммит надежд. Между тем, чем собирается проживать белорусское руководство март – пока непонятно. К сожалению белорусские власти до сих пор не уяснили одно: мир перевернулся. Годами А. Лукашенко приезжал в Москву и внушал российскому руководству надежды, утаскивая за собой ресурсы, деньги, таможни, рынки… Сейчас на просьбы Минска российские власти сами кормят А. Лукашенко надеждами.

Андрей Суздальцев, Москва, 6 февраля 2009 года, Politoboz.com



<Январь 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Февраль 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
2324252627281
2345678
Политика