Последнее обновление: 15.04.2024 17:26

Очередной ВГС или бег по кругу

Кошмар какой-то, наваждение просто. (К-ф 'Ирония судьбы, или с легким паром')

Минск, как любая столица страны, где у власти второе десятилетие находится авторитарный лидер, постепенно приобретает сакрально – мистический ореол. Безусловно, пройдут годы, и экскурсоводы начнут водить толпы галдящих туристов в кабинет А. Лукашенко в здании Администрации президента. Не исключено, что появятся некие мемориальные местечки в Дроздах, где откроются выставки личных вещей первого белорусского президента с клюшками, лыжами и банными вениками. Разовьется целый пласт историко-художественной и мемуарной литературы, появятся безразмерные телевизионные сериалы, где со временем будет трудно отделить правду от лжи, но большинство сцен все равно будет сниматься на фоне минских микрорайонов, а сюжеты романов и драм будут крутиться внутри минских проспектов и улиц… Безусловно, особое место будет уделено минской кольцевой автодороге.

Дело в том, что в последние недели на минской кольцевой начали происходить поистине мистические события. Почти каждый день с 23.00 по 24.00 по относительно свободной в это время автомагистрали (чай не МКАД) проносится с почти космической скоростью «частично» одинокий Jeep Grand Cherokee SLX. За рулем - А. Лукашенко, сменивший «Ролс – ройс» (поставлен в гараж до весны) на американский джип. Прокатится «с ветерком» и в Дрозды - дальше думать о судьбе и достатке горячо любимого белорусского народа.

Еженощные «вращения» А. Лукашенко вокруг белорусской столицы совершенно не относятся к космическим планам белорусского руководства, А. Лукашенко не изображает спутник «Белка–2». Но, видимо разгоняясь по кольцевой, он явно не прочь предстать перед изумленным человечеством в образе нового белорусского Джедая.

Однако белорусский президент все-таки не Люк Скайуокер и он не в силах решить проблемы республики с так называемой Dark Empire. Между тем, проблем накопилось много и большую их часть Кремль решать не торопится.

3 февраля в Москве должен собраться Высший ГосСовет Союзного Государства России и Беларуси. Перед этим, 30 января состоялся Союзный Совмин. Стоит отметить, что белорусский премьер провел невиданную по объему подготовку к переговорам с В. Путиным. Ему удалось встретиться с основными министрами российского правительства, но вот встречи с премьером РФ, несмотря на многочисленные анонсы белорусских СМИ, С. Сидорский так и не дождался.

Результат Союзного Совмина оказался скромным. Признаком общего неблагополучия стало отсутствие ясности в цене поставки газа в РБ в уже наступившем 2009 году. Между тем, именно январский Союзный Совмин должен был поставить точку в газовой проблеме для республики.

Минску удалось несколько передвинуть вперед дату перевода на счета белорусского Минфина второго транша российского кредита в 1,0 млрд. долларов, что, безусловно, очень важно для белорусских властей, которые к концу января успели не только спустить первый транш кредита МВФ, но и частично проели еще не полученные деньги из России. Подписанный на Союзном Совмине совместный план России и Беларуси по минимизации последствий мирового финансового кризиса, оказавшийся условием получения второго транша российского кредита, не смутил белорусскую сторону. Никто и никогда в Минске не выполнял соглашений с Россией. В этом плане вера Москвы в крепость подписей и выверенность формулировок очередного договора с белорусской стороной вызывает приступ сарказма…

Между тем, по косвенным признакам выручка от белорусского экспорта за декабрь 2008 г. упала в 10 (!) раз по сравнению с аналогичным месяцем 2007 г. Так что и второй транш проблему не решит.

В немалой степени падению поступлений от экспорта содействовали кризисные явления в экономике Российская Федерация. Россия с одной стороны резко сократила закупки белорусской продукции, с другой - задерживает оплату уже заключенных контрактов с белорусскими поставщиками. Отсюда и весьма эмоциональные антироссийские настроения в белорусском Совмине и АП РБ – «кризис в Беларусь принесла Россия... Вот пусть и оплатит его…».

На этом фоне С. Сидорскому отчаянно требовалась встреча с российским премьером. Однако В. Путин провел собственную публичную подготовку в преддверии Союзного Совмина и Высшего ГосСовета Союзного Государства. 27 января российский премьер в интервью Bloomberg заявил: «Что касается ослабления национальной валюты (российского рубля), что касается резервов, мы ведь не поступили так, как в некоторых странах сделали. Мы не "грохнули" национальную валюту с сегодня на завтра. Мы это все делали плавно и аккуратно. Сознательно пошли на то, чтобы тратить золотовалютные резервы, дать возможность участникам экономической деятельности, включая и граждан, осознать происходящие процессы и принять соответствующие решения: кому куда уйти, в какую валюту, в рублях остаться, уйти в доллары, в евро, еще что-то сделать, уйти в недвижимость, и т.д. и т.п.. Как-то распорядиться своими запасами…». Фактически перед нами тяжелое и публичное обвинение в экономической неграмотности и политическом безрассудстве. Адрес понятен – А. Лукашенко.

На следующий день В. Путин нанес еще один удар, но уже в области идеологии. Выступая на открытии Всемирного экономического форума в Давосе, В. Путин отметил, что вера в силу государства, способного, как представляется, решить все проблемы в экономике, ведет, как в советское время, к «тотальной неконкурентоспособности". Это принципиально важное заявление, которое связано с дискуссией о поисках выхода из кризиса и конструкции будущего посткризисного мира.

Согласно «мягкой» трактовки кризиса, с ним можно справиться совершенствованием экономических институтов, выработкой новых правил игры, адаптацией к новым условиям производства и т.д. Данные процессы, зарождающиеся в условиях кризиса, должны развиваться спонтанно и вмешательство государства, решающего политически конъюнктурные задачи, может помешать созданию новой посткризисной мировой экономики при сохранении общего либерального вектора. Именно к данной версии можно отнести выступление В. Путина в Давосе.

Имеется и «жесткая» трактовка – деглобализация, дезинтеграция, делиберализация экономических отношений сочетается с возвращением государства в экономику. Как следствие - расширение протекционизма, отказ от свободного обмена капиталом и ресурсами и т.д. С высокой степенью уверенности можно говорить, что белорусское руководство относит себя к «жесткой» трактовке и видит будущий посткризисный мир в формате 80-х гг. прошлого века.

Нельзя не отметить и радикальную трактовку, при которой говорится о смене цивилизаций, но пока до столь глубоких и смелых обобщений ни Москва, ни Минск не дошли, но то, что российские власти и белорусское руководство кардинально по-разному смотрят как на инструментарий выхода их кризиса, так и на будущий посткризисный мир, не вызывает сомнений. Партнеры по строительству Союзного Государства имеет принципиально разные взгляды на меры по минимизации последствий кризиса и перспектив создания новой посткризисной экономики.

В данном случае никакой совместный план не спасет и перед Москвой стоит вопрос о сомнительности очередных финансовых вливаний в РБ, объем которых совершенно не сказывается на степени давно назревших структурных изменений в белорусской экономике. В этом плане пессимистический прогноз в отношении перспектив очередного заседания Высшего ГосСовета является наиболее реалистичным.

3 февраля Белорусское руководство, уподобляясь своему президенту, «нарезающего» круги вокруг белорусской столицы, в очередной раз попытаются решить проблемы газоснабжения республики, уповая на свою транзитную роль в условиях российско-украинской газовой войны.

А. Лукашенко вновь обратит внимание Д. Медведева на выгодность строительства второй очереди газопровода Ямал – Европа. Минск, заручившись поддержкой Варшавы, уверен, что не оставил российской стороне аргументов против строительства новой газовой коммуникации.

Минск, скорее всего, вновь поднимет вопрос о переводе таможенной границы на внешний рубеж Союзного государства, что автоматически снимет для РБ проблему поставки на российский рынок товаров третьих стран. Белорусская сторона будет настаивать на возвращении российско-белорусской таможенной зоны в стадию второй половины 90-х гг., когда республика превратилась в перевалочную базу для контрабанды в Россию.

Возможно, что А. Лукашенко проявит определенную гибкость в вопросе признания независимости Абхазии и Южной Осетии, но использует свое обещание, как повод для получения аванса в виде финансовой помощи. Стоит отметить, что в данном случае, Минск явно перемудрил и затянул время. С августа 2008 года вопрос о признании новых закавказских государств значительно девальвировался и сейчас перед Минском возникла проблема: не добившись от Москвы оплаты столь специфичной внешнеполитической услуги, белорусское руководство будет вынуждено «даром» признать Сухум и Цхинвал в апреле, что для А.Лукашенко обидно. Но в очередной раз пообещать и не признать будет означать, что республика со своей «народившейся независимой внешней политикой» превращается в Северную Корею, которой верить нельзя как Востоку, так и Западу.

В принципе, обещания признать Абхазию и Южную Осетию находятся в одном ряду с вопросом о вводе российского рубля в денежное обращение РБ. В современных условиях Минск готов пообещать и замену белорусского рубля российским, но потом, а сейчас потребует аванс по принципу «Утром деньги, в обед стулья».

Но самый интересный сюжет ожидает мифический кредит в 100 млрд. российских рублей. Видимо, сумма в 100 млрд. российских рублей оказала завораживающее воздействие на белорусское руководство. Фактически, данной суммы Минску хватит для того, чтобы протянуть 1,5 месяца, что немало. Не исключено, что в ходе саммита белорусская сторона предложит совершенно экзотический вариант по вытягиванию из Москвы столь необходимых ей сейчас денег.

Во всяком случае, уже предлагался план реконструкции белорусских транзитных коммуникаций («Москва должна оплатить строительство белорусских дорог и железнодорожных магистралей»), но что по ним возить в условиях кризиса – сказать затруднительно. Ясно, что просто срочно нужны деньги, а что там построят – второй вопрос. Между прочим, это относится и к проекту второй очереди газопровода Ямал – Европа.

С другой стороны, у России самой планов по строительству и реконструкции автомагистралей и железных дорог на десятилетия. Видимо план по привлечению российского кредита для реконструкции дорог пришел в голову А. Лукашенко во время его очередного ночного «забега» по минской кольцевой.

Можно только представить, сколько чудес ожидало бы Беларусь, увлекись А. Лукашенко парусным спортом…

Андрей Суздальцев, Москва, 1 февраля 2009 года, Politoboz.com



<Январь 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Февраль 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
2324252627281
2345678
Политика