Последнее обновление: 23.04.2024 17:03

Визит Лукашенко в Москву: декларация независимости или челобитная

Если верить официальной версии Кремля, Александр Лукашенко сломался. В смысле не выдержал информационной войны, а вернее затишья, и позвонил президенту РФ Дмитрию Медведеву, напросившись на встречу в Москве 22 декабря.

Год подходит к концу, а потому необходимо решить срочные вопросы – цена на газ и перспектива выделения второго транша российского кредита в 1 млрд. долларов. От итогов договоренностей по этим двум вопросам зависит в той или иной степени судьба остальных вопросов в белорусско-российских отношениях.

Цена на газ

Стремительное падение мировых цен на нефть сыграло злую шутку с белорусским нефтяным оффшором. Каким бы странным это не казалось, но Беларуси, покупающей российскую нефть со значительной скидкой, была выгодна высокая цена на нефть. Оффшор работал от оборота. Рентабельность нефтепереработки в процентном отношении остается примерно на том же уровне, что при высокой цене на нефть, что при низкой. Но чем выше оборот (при высокой цене нефть), тем больше маржа (доход) в количественном (денежном) выражении. После падения цен на нефть в 3 раза доход белорусского нефтяного оффшора в валюте снизился почти в 4 раза, чему в определенной степени способствовало снижение спроса на нефтепродукты в целом. Уже сообщалось, что нефтетрейдеры вынуждены предоставлять серьезные скидки покупателям белорусских нефтепродуктов.

Вместе с тем, цена на нефть дала возможность Лукашенко устроить очередной раунд торгов по цене на газ в 2009 год, пользуясь при этом предположениями высокопоставленных российских чиновников и руководства Газпрома о том что цена газа для Европы снизится уже с 1 января 2009 года, а не второй половины будущего года, как опять таки предполагалось еще пару месяцев назад.

При снижении валютных доходов от нефтепереработки Беларусь явно не желает переплачивать за российский газ, тем более, что в бюджет-2009 забита цена в $140 долларов за тысячу кубометров, да и денег (валюты) нет. Можно предположить, что любая другая цена в сторону повышения сегодня Минск не устроит, в то время как сохранение цена на газ на уровне 2008 года в $127,9 будет лишь приветствоваться, несмотря на то, что с 2009 года ценовая скидка на газ для Беларуси от европейской цены снижается с 33% до 20%.

Условия ценообразования прописаны в контракте между Газпромом и Белтрансгазом от 31 декабря 2006 года, а потому Минску не удалось убедить Москву одним лишь фактором снижения мировых цен на нефть. Лукашенко потребовались дополнительные козыри для ведения переговорного процесса. Вовсе не исключено, что он отказался от участия в ВГС союзного государства, запланированного на 1 декабря, чтобы собрать нужные ему аргументы.

Беларусь традиционно выкупала максимально возможный объем газа на уровне 22 млрд. кубометров. Сегодня замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский сообщил, что согласно подписанному балансу Газпром поставит в Беларусь в 2009 году 21,5 млрд. кубометров газа. Однако, в связи с нехваткой валюты и вынужденным сокращением производства предприятий, использующих газ в качестве сырья, Минск может сократить импорт газа до гарантированного объема в 19 млрд. кубометров.

Кроме того, не исключено, что часть тепловых и энергетических мощностей страны будет использовать мазут вместо газа. Эта версия подтверждается действиями концерна Белнефтехим, запретившего почти две недели назад экспорт мазута из страны. В принципе, власти ежегодно создавали определенный резерв топочного мазута перед началом отопительного сезона. Однако, запрет на экспорт в декабре отправил в нокаут белорусских нефтетрейдеров. При этом концерн заставляет продавать мазут предприятиям Минэнерго по бросовым ценам. При рыночной цене в $250 долларов США за тонну, концерн предлагает цену в 103 тысячи белорусских рублей. По такой цене лишний запас, как говорится, не в тягость, хотя энергетики также морщат свои носы от этого решения – газом-то топить куда экологичнее.

Также, белорусские чиновники уже отрапортовали о заполнении газохранилищ.

Лукашенко едет в Москву за ценой в $140. В принципе, как утверждают чиновники, эта цена уже согласована рабочими группами. Однако, в случае неуступчивости Москвы, Лукашенко может предложить Москве подумать месяц-другой, перекрыв свои потребности газом из хранилищ и мазутом. Подобный шаг вряд ли утроит Газпром, который уже столкнулся с резким сокращением потребления газа другими странами и как следствие с сокращением выручки.

Еще одним аргументом в торгах за газовую цену станет доходность Белтрансгаза, очередной пакет акций которого Газпром выкупит за 625 млн. долларов в феврале. Бюджет 2009 года вновь позволяет Минэнерго снимать с Белтрансгаза внебюджетные платежи в инновационной фонд до 20% от себестоимости. Эта дополнительная налоговая нагрузка уже не раз становилась предметом спора между Беларусью и Газпромом. В 2008 году Газпром добился понижения отчислений с 19% до 8%, однако точка в этом вопросе далеко не поставлена.

Подайте в валютные закрома

Достигнутая договоренность по цене на газ станет решающим фактором для судьбы другого вопроса – второй транш кредита в 1 млрд. долларов. Беларусь ждет перечисления денег в феврале.

Как утверждают чиновники, перспективы получения транша высоки – Москве и Минску удалось согласовать программу двухстороннего экономического взаимодействия. И хотя отдельные чиновники и эксперты увязывали второй транш кредита исключительно с признанием независимости ЮО и Абхазии, речь на самом деле идет об углублении экономических связей.

Основной вопрос – инвестиции, в том числе участие российских предприятий в приватизационных процессах Беларуси. Мировой финансовый кризис резко снизил возможности привлечения валютных средств в Беларусь. По этой причине Минск готов рассматривать предложения российского бизнеса, соглашаясь с выставленными условиями. В общем тут работает правило: «Не нравятся условия? Пройдись по рынку – найди лучше».

По рынку можно будет ходить еще два года, но между пустыми «прилавками», а в Москве за участие в белорусских проектах и приватизации еще и миллиард предлагают на 15 лет под весьма выгодные условия. Кроме того, эти деньги очень быстро вернуться в российские закрома, поскольку пойдут в оплату за газ и нефть, а также будут способствовать решению политической задачи Кремля – придание российскому рублю статуса региональной резервной валюты.

Россия в обмен на 2-й транш, конечно же, могла выставить условия пожестче. Но и тут Минску, пусть и дорогой ценой, удалось создать подушку безопасности – кредит МВФ. Не случайно поездка Лукашенко в Москву состоится уже после завершения в Беларуси работы миссии МВФ. То есть предварительное решение МВФ уже известно белорусским властям. И оно положительное.

Еще накануне второго раунда переговоров вопрос ставился так – или российский кредит или кредит МВФ. Причем и в том и в другом случае слишком высокой была политическая составляющая. Однако накануне декабрьского визита миссии МВФ сверху пришла отмашка – в максимальной степени удовлетворить требования МВФ, но так, чтобы в страну не пришел дикий капитализм, граничащий с большевизмом.

Задача была не из легких – МВФ в два раза обошел Евросоюз по количеству шагов, которые необходимо предпринять белорусским властям для получения кредита, выставив 24 требования или рекомендации по версии чиновников. Ряд этих требований уже был озвучен прессой, ряд остался за кадром.

Белорусские власти отказались от предлагаемой МВФ одномоментной девальвации рубля на 20%, понимая к чему приведет понижение курса рубля с 2200 до 2640 рублей за одну торговую сессию. В то же время власти пошли на выполнение ряда других непопулярных требований МВФ. Это и снижение повышенной в ноябре зарплаты бюджетникам и дальнейшее ее замораживание. Это и прекращение перекрестного субсидирования в сфере ЖКХ и повышение тарифов с целью выполнения объявленными самими властями планов по доведению оплаты домохозяйствами до уровня 50% от себестоимости. Это и либерализация экономики, включая снижение административного регулирования (отмена ряда лицензий и заявительный принцип регистрации) и реформы ценообразования (возможность снижения цен на внутреннем рынке ниже себестоимости).

Кроме того речь идет об ускорении приватизационных процессов – список мораторных предприятий все же стал доступен общественности в тот момент, когда в стране находятся представители МВФ (лучше позже чем никогда) и сокращении госаппарата – госорганам дано негласное указание под любыми предлогами не продлять контракты. Чиновник предпочитают использовать более мягкую терминологию, говоря об «оптимизации трудовых ресурсов как в госсфере, так и в частном бизнесе».

Также прозвучали такие заявления как ревизия госпрограмм и наличие у правительства антикризисного плана, содержание которого пока не афишируется. Это далеко не весь перечень действий, пусть и не совсем заметных, направленных на либерализацию экономики. Однако, чиновники утверждают, что это не все, и что в ближайшее время будут еще очень заметные подвижки со стороны руководства страны. Одной из таких подвижек может стать подписание указа (декрета), запрещающего на год проверки субъектов хозяйствования ведомством Зенона Ломатя и налоговыми органами. Вппочем об этом и о многом другом Лукашенко сегодня расскажет сам в интервью "ведущим белорусским СМИ", то есть БелТА и Совбелия с вечерней трансляцией по телевизору.

Белорусские власти выполнили и ряд политических требований. Это, пусть и частичный, но возврат в легальное поле оппозиционной прессы, регистрация движения Александра Милинкевича, первого из оппозиционных политиков, взявшегося лоббировать необходимость диалога властей с Евросоюзом. Да и вся первая половина декабря прошла на фоне ободряющих заявлений различных представителей Евросоюза в адрес белорусских властей – этакие дружеские похлопывания по плечу «молодцом!».

По мнению одного из собеседников, Беларусь получит в январе 2009 года первый транш кредита МВФ в пределах от 500 млн. до 1 млрд. долларов. Деньги, конечно же нужны, но дело не в деньгах, сказал собеседник. По его словам, кредит МВФ, а точнее меморандум по Беларуси является своего рода зеленой отмашкой для ресурсов Всемирного банка, ЕБРР и вообще инвесторов из ЕС.

В общем, подводя итог, можно отметить, что 22 декабря Лукашенко может в очередной раз выполнить программу максимум «И рыбку съесть и… лампочку ввернуть» - заручиться гарантиями на второй транш российского кредита в 1 млрд. долларов и получить цену на газ в $140 на фоне положительного решения МВФ. Условия для этого вполне приемлемые – на этот раз Господь послал белорусскому правителю мировой кризис.

Однако, программа максимум возможна лишь в том случае, если Лукашенко сможет удержать себя в руках и откажется от очередной возможности продемонстрировать миру, кто на самом деле «батька» не только в Беларуси, но и на территории союзного государства и всего СНГ. Белорусы уже сыты по горло этой отеческой заботой, да и цена вопросов, выносимых на саммит в Москве, слишком высока.

От цены на газ и перспективы выделения российского кредита зависят темпы девальвации белорусского рубля в 2009 году и вероятность прихода в страну дикого капитализма в виде закрытия предприятий и массовых сокращений.

Такой мрачный сценарий вряд ли по душе белорусским властям, хотя и стоило бы всколыхнуть белорусское болото. Надо ли накануне столь важных переговоров с Медведевым ехать в Москву ради какого-то хоккейного матча. Ведь могут и клюшкой не потому месту заехать, и вся титаническая работа белорусских чиновников, экспертов и переговорщиков пойдет насмарку.



<Ноябрь 2008
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Декабрь 2008>
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Политика