Последнее обновление: 19.04.2024 13:23

Команда Лукашенко: Посол ФРГ консультирует, Тим Белл – пиарит, Посол России - подбадривает

Посольство ФРГ в Минске подтвердило, что вчера, 13 августа, администрация А.Лукашенко в очередной раз прибегла к услугам посла Гебхардта Вайса. Как сообщает БелаПАН со ссылкой на пресс-службу посольства, в администрации состоялась "рабочая встреча, на которой обсуждался широкий круг вопросов".

Тематику переговоров в дипмиссии ФРГ конкретизировать не стали.

Посол ФРГ уже «засветился» как активный участник процесса по началу диалога с белорусскими властями, суть которого сводится к открытому признанию Западом действующего в Беларуси режима Лукашенко. Такое признание не только облегчает политическую участь белорусского руководства, но и открывает заманчивые перспективы в экономической области, причем для обеих сторон.

Внешне, роль немецкого дипломата заключалась в переговорах с белорусскими властями по вопросу освобождения белорусских политзаключенных. В начале года режим выпустил на свободу всех граждан, которых Запад относил к числу узников совести, за исключением экс-кандидата в президенты Александра Козулина. Германия не возражала или выступала инициатором переезда семьи Козулина в Германию.

Заслуги дипломата отметил сам А.Лукашенко. На встрече с послом в январе этого года Лукашенко поблагодарил г-на Вайса за правильную позицию.

«Я благодарен вам за ту позицию, которую вы занимаете в нашей стране. Знаю, что вам нелегко», - сказал тогда Лукашенко.

Политические круги Германии уже после президентских выборов в Беларуси 2001 года начали осторожно говорить о необходимости изменения политики в отношении Беларуси, заменив изоляцию на налаживание диалога. Особенно ярко новый подход Берлина проявился после очередных выборов в 2006 году. Однако, отказ Лукашенко освободить Козулина заметно охладил настойчивость немецких политиков. Германия ослабила хватку и даже приостановила рвущихся в нетронутую приватизацией Беларусь инвесторов.

Но война в Южной Осетии внесла свои коррективы во внешнюю политику «страны для народа». Как известно, вернувшийся из Пекина Лукашенко на протяжении нескольких дней хранил молчание, чем вызвал вполне понятную критику со стороны Москвы.

Вряд ли можно согласиться версией, что отказ Лукашенко хоть как-то выразить солидарность с действиями России в Южной Осетии был вызван обидами на то, что Москва не поддержала Минск в американо-белорусском дипломатическом скандале или что Путин отказался обмолвиться словом с Лукашенко в Пекине.

Белорусский правитель выжидал – Лукашенко в который уже раз за последнее время засел на заборе, выбирая, в какую сторону прыгнуть. Конфликт в Южной Осетии предоставил ему возможность кардинальным образом изменить внешнюю политику страны. Эта война позволяла ему одним махом сделать то, на что у лондонского пиарщика Тима Белла уйдут месяцы, если не годы.

В ответ на критику из Москвы, прозвучавшую из уст посла Сурикова, Лукашенко ответил поручением министру иностранных дел С.Мартынову в кратчайшие сроки улучшить отношения с ЕС и США. Но решение он так и не принял.

Поддержав позицию Польши, Украины и Прибалтики по грузино-осетинскому конфликту, Лукашенко мог бы рассчитывать на глобальное потепление отношений с Западом. Но Европа не проявила ожидаемого единства в осуждение действий Кремля. Да и Москва за ходом боевых действий в Южной Осетии не забыла о запланированной на 14 августа встрече Путина с Сидорским для обсуждения жизненно важных для Беларуси вопросов – энергетика, кредит, в общем все, что входит в широкое понятие – стратегическое партнерство на рыночных условиях.

Следует отметить, что Германия была в числе тех стран ЕС, которые очень сдержанно комментировали конфликт. Канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала к прекращению огня и только, за что ей самой досталось от немецкой прессы. В этой связи вполне понятно, почему за консультацией белорусские власти обратились к г-ну Вайсу.

Вчера, 13 августа, в тот же день когда немецкий посол посетил администрацию, белорусская сторона нарушила обет молчания и выразила соболезнование президенту Медведеву. Одновременно анонимный источник в белорусском МИДе начал оправдываться, что мол Беларусь готовила поддержку, но российский посол просто не поинтересовался тем, как кипит работа по подготовке белорусской позиции по конфликту в Южной Осетии.

Сложно сказать, стало ли соболезнование в адрес российской стороны результатом неких рекомендаций немецкого посла. Нельзя исключать, что Минск, решив хоть как-то подстраховаться перед встречей Путин-Сидорский, разъяснил дипломату, почему пришлось разорвать тишину.

И все же стоит отметить главное – белорусские власти заблаговременно знали о том, что готовит Грузия и когда начнется военная операция. Знали не за день и не за два. Министр МВД Наумов был в Грузии в конце июня, и было бы удивительным, если бы грузинские коллеги не поделились своими планами с Минском. Может быть, зная и об активном участии Украины в планах Саакашвили, Лукашенко решил в который раз отложить на неопределенный срок встречу с украинским президентом В.Ющенко, оградив себя от возможных обвинений в соучастии. Но кардинальное решение «Как прикажите поступать» Лукашенко так и не принял, хотя времени у него было предостаточно.

Впрочем, Россия хорошо понимает, что у Минска нет внятной позиции. Может быть поэтому, сегодня Путин не стал торопить Лукашенко с выбором стратегического партнера, предоставив возможность белорусскому правителю озвучить свое решение на встрече с Медведевым в Сочи, 19 августа.



<Июль 2008
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Август 2008>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Политика