Последнее обновление: 19.04.2024 12:30

Лукашенко и Прага – взаимная неприязнь перерастает в неуклюжие объятия

Белорусские власти, затаив дыхание, ждут прибытия в Минск министра иностранных дел Чехии Карла Шварценберга, визит которого (16-17 апреля) может поставить точку в долгой дискуссии на тему, поедет ли А.Лукашенко 7 мая на учредительный саммит Восточного партнерства в Прагу. Шварценберг везет в Минск официальное приглашение на пражский саммит, в то время как администрация белорусского правителя уже несколько дней занята подготовкой визита Лукашенко в столицу Чехии.

Еще в марте глава МИД Чехии ставил под сомнение возможное участие Беларуси в ВП из-за возможного признания независимости двух отколовшихся от Грузии территорий – Южной Осетии и Абхазии. Но волнующий всех острый, но де-факто мало чего значащий с практической точки зрения вопрос не был включен в повестку дня весенней сессии белорусского парламента. У Европы отлегло и скрытый механизм протокольных дипотношений завертелся.

В конце мая неформальный саммит глав МИД стран ЕС большинством принял решение о включении Беларуси в ВП. Иного решения и быть не могло: Азербайджан, где авторитарная власть будет куда круче белорусского режима, включили, а Беларусь не включат? Вопрос заключался лишь в том, будет ли приглашен именно Лукашенко или на саммит поедет кто-то другой.

Отмена запланированного на середину апреля визита в Беларусь Бенниты Ферреро-Вальднер или точнее замена еврокомиссара на Шварценберга означала не только готовность Европы пригласить самого Лукашенко, но и согласие последнего присутствовать на саммите. Какой смысл в поездке г-жи Вальднер? Ведь вручить/озвучить приглашение должен представитель страны, председательствующей в ЕС. Да и не было у Европы сильного желания в очередной раз выслушивать от Лукашенко упреки в свой адрес – раньше грязью поливали, диктатором обзывали, а сейчас на встречи ездите.

Накануне визита Шварценберга в Минск еще один представитель Чехии позволил себе высказывание на эту тему, которое еще бы полгода назад запросто потянуло на дипломатический скандал или как минимум жесткую реакцию со стороны белорусского МИД.

«Я должен отметить: несмотря на то, что приглашение будет отправлено персонально на имя Лукашенко, это будет приглашение для страны, для Беларуси. Потому что Восточное партнёрство - это предложение Европейского союза восточным странам как можно более тесно сотрудничать. Это возможность для каждой страны. Лично я не верю, что Лукашенко приедет в Прагу 7 мая. Потому что он очень хорошо знает, что ему придётся выслушать неприятные вещи в свой адрес. С другой стороны, я знаю, что он не собирается испортить возможность для своей страны более тесного сотрудничества с ЕС. Поэтому, я думаю, Беларусь будет представлена на саммите премьер-министром или министром иностранных дел», - сказал координатор Чехии по "Восточному партнёрству" Милош Лекса.

Но в предсаммитной суете на это уже никто не обратил внимания. Хотя с другой точки зрения не сказал чего-то нового или обидного, что могло бы заставить Лукашенко забрать свое предварительное согласие на участие в саммите. Ведь версии «поедет - не поедет» звучали разные. Если бы Брюссель, то, конечно, поедет, а что, мол, Лукашенко делать в Праге, тем более что пиво он не любит? Или, например, такая: «В Прагу? Ни «вжисть». Он до сих пор не может простить чехам отказ (по просьбе белорусской оппозиции) от поставки в 2000 году Беларуси в кредит фуражного зерна на сумму в 60 млн. долларов».

Однако, отсутствие Лукашенко в Праге на учреждении ВП могло спровоцировать определенный негатив. Какой же это саммит глав государств, входящих в программу ВП, если присутствует главы остальных 5 стран – Украина, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения, а Беларусь представлена каким-то Мартыновым и/или Макеем? Тем более, что юридическая корректность включения Беларуси в программу, вызывает у экспертов легкое недоумение.

Казус заключается в том, что в середине марта /Евросоюз принял решение о продлении на год политических и экономических санкций в отношении Беларуси, наложив на исполнение этого решения 9-ти месячный мораторий. Аналогичная схема работает в России в отношении смертной казни – де-юре смертная казнь разрешена, де-факто не применяется из-за моратория. Но ведь разрешена!

По сути выходит, что в разработанную Евросоюзом программу на равных условиях с остальными участниками входит страна, против которой де-юре действуют санкции ЕС. В совокупности с этим фактом отсутствие Лукашенко на саммите могло запросто привести к появлению заголовков типа «Европа стала на колени перед Лукашенко».

Таким образом, 7 мая Лукашенко «зазвездит» в Праге, а 9 мая будет принимать в Минске парад в статусе наполовину легитимизированного Европой главы государства. ВП – это хоть и большой, но всего лишь шаг на пути к полному политическому признанию Лукашенко в Европе. И сегодня главный вопрос, на который еще предстоит дать ответ – чего добивается Лукашенко своей политической легитимизацией, ведь денег в Европе для него в ближайшие несколько лет не будет.



<Март 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2324252627281
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Апрель 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
45678910
Политика